А ведь все так хорошо – ну, почти – начиналось, в 2004 году, с "
Алеши Поповича", который хоть и не окупился, представлял из себя редкий, по-настоящему качественный продукт пост-советской мультипликации. Второй фильм – о "
Добрыне Никитиче", также не окупивший себя – задрал планку еще выше, которую, в свою очередь, с достоинством выдержал "
Илья Муромец", привнеся в былинный колорит долю сатиры и изрядную кассу. Как все хорошо начиналось!
Потом колоритные герои объединились в не такой бодрой, но все еще хорошей "
Шамаханской царице", ну а потом… суп с котом. Сперва параллельное расширение в сторону "
Ивана Царевича", которое иными словами, кроме самых-пресамых русских, и не описать, а теперь вот Это. "
Три богатыря на дальних берегах" – яркое свидетельство того, что, при всем уважении к создателям, не стоило дальнейшим мультфильмам окупаться. Ибо прибыль эта нехорошим образом сказалась на качестве продукции.
На ум так и просится известная в интернете, криво переведенная с английского фраза "Былинный отказ". А еще "халтура" – отличное определение для того суррогата, что нам теперь подсовывают. Широкая русская душа, вплетенная в современную мультипликацию с веселым юмором уступила место нагромождению самоповторов и банальностей. Все это, криво втиснутое в рамки хронометража, мечется с различными темпами от одного застывшего на мертвой точке образа до другого. И ничего, кроме грусти и тоски не вызывает, заставляя лишь, при виде того или иного персонажа, вспоминать, как он "отжигал" в предыдущих мультфильмах. Удивительное дело – превратить анимационных персонажей в зомби и роботов, слепо исполняющих своих программы, сопровождая их воспроизводящимися время от времени знакомыми фразами. Все еще хотите чего-то новенького?
А вот вам остров тропический, экзотический и вообще весь из себя Такой Вот! С мини-Кинг-Конгом и туземцами, наличие которых можно оправдать лишь освоением бюджета. И богатырями, для которых старость – не радость, маразм… подкрадывается, злодей, заметно. Так что после всего этого слова из уст Ильи Муромца о том, что, мол, сила-то есть, да вот ум лишним не бывает, иначе, как жесткую самоиронию, воспринимать просто невозможно. Очевидно, именно для того, чтобы они втроем не выглядели такими уж богатырскими богатырями, в сюжет ввели их двойников. Хотя что-то (разум) мне подсказывает, что они уж скорее помогали чернокожим племенам осваивать бюджет – вот уж что работает на пять!
Впрочем, пусть простят меня люди за нехорошие намеки. Давайте лучше допустим, что бюджет здесь ни при чем, и вообще мультфильм продюссировали самые честные в мире, в Солнечной системе, в этом Рукаве Млечного Пути и вообще… серьезно. Так вот, самые честные люди, то диагноз становится еще более неутешительным: творческая констипация, скажем так поизящнее. Потому что вводить совершенно бесполезные события, а к ним, комплектом – бесполезных персонажей, и все это еще и выносить в заголовок мультфильма, иначе, как регрессом, не назовешь. Лучше всего это проявляется в начале, первые минут тридцать, когда о трех богатырях напоминают лишь коротенькие вставки разнокалиберных подвигов, признанные, судя по всему, снимать напряжение с основной сюжетной линии. Ее же отрезки, в свою очередь, длятся неприлично долго и ощущаются затянутыми – спасибо тщательнейшем прорисовке, пардон, срисовке персонажей с их ранних версий. Такой себе даунгрейд.
Зачем нужен конь Юлий – наш ответ Ослу, некогда достойный – не ясно, так как юморит и болтает и вполовину не так эффектно, как ранее. Князь мечется от главной роли к третьестепенной через второстепенную и вообще стремится слиться с массовкой не только в целях маскировки, но и из соображений создателей, не понятно каких. Жены богатырей воюют, Колыван мошенничает, зритель скучает и поглядывает на часы, протирая слипшиеся веки. И только Баба-Яга, одинокая наша, в виде отмщения "око за око" манипулирует последним. Идиллия, одним словом.
И, конечно, главное – комедийная составляющая. Поначалу все аллюзии с веселой современной российской действительностью действительно забавляют. "На злобу дня", как говорится. Но, по мере прокручивания пленки в проекторе, очередной идиотский указ, побор серебра или просто меткое выражение начинают раздражать. Самокритика тоже должна быть в меру, как будто бы этого не хватает в космических количествах в реальности, чтоб ее. Молодцы, что власть критикуют – это всегда и везде было, есть, и будет полезно. Но когда подобная критика выпирает на первый план, вытесняя все остальное, хочется вырубить такое зрелище к чертям и пойти посмотреть что полегче, либо просто музыку послушать или книгу почитать. Тем более, что прочего юмора здесь кот наплакал.
Горестно в такие моменты за Русь Матушку. Навевает пессимистичные настроения: ничего нормально не заканчивается, все идет под откос. Вот и еще одно исключение печальным образом мутировало в подтверждение этого правила, дискредитировав подававшую большие надежды студию "Мельница". Много еще ярких – и не всегда цензурных – пословиц тянет подобрать под этот мультфильм, ставший началом конца. Но, пожалуй, лучше всего здесь подойдет простое "начали за здравие, кончили за упокой". Аминь, что ли?
А втор: Роман Волохов