KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Обитаемый остров. Схватка". Фильм наизнанку

22.04.2009

Вторая часть экранизации «Обитаемого острова» - действительно другой фильм. В нём есть бешеная сцена прорыва границы танковой армадой, атомный гриб и разрушение здания телецентра, напоминающее падение башен Всемирного Торгового Центра 11 сентября. Но главное – во втором фильме текст Стругацких, наконец, заработал в полную силу. Это не значит, что вся эта комическая обстановка мира Саракша, созданная концептуалистом без вкуса и упрёка, стала выглядеть лучше. Настоящий драматический накал и разорванный надвое зрительный зал в финале фильма появились в нём не благодаря, а скорее вопреки усилиям ответственных за антураж.

Разделение «Обитаемого острова» на две картины всё-таки было ошибкой. Добившись «самой близкой к тексту экранизации», создатели фильма не сумели в полной мере оживить текст: всё же сцены в книге и на киноэкране выстраиваются и работают по-разному. Перенеся книгу Стругацких на экран механистично, сцена за сценой, Бондарчук получил разбухший от ненужных сцен и действий экранный колосс и вынужден был распылить ресурсы на проработку лишних, не работающих в картине элементов.

Полет на бомбовозе, блуждания по белой субмарине и ряд прочих сцен ничего не несут в себе с точки зрения воздействия фильма на зрителя, а удручающие спецэффекты не вызывают желания их смотреть и пересматривать – хочется скорее промотать этот съемочный ужас образца 1970-х. Лучше было бы изменить сценарий по сравнению с книгой, сохранив основной сюжет и дух книги, и сделать один энергичный и сильный фильм.

Но «Обитаемый остров» не имеет сослагательных наклонений – и если воспринимать его как данность, то второй фильм имеет два основных недостатка.

Первый – это плохо проработанное художественное воплощение Саракша, декорации и весь антураж которого выполнены в стиле нелепой голливудской фантастики про будущее 70-90-х годов прошлого века. В этих вычурных автомобилях, пластмассовых интерьерах и цирковых одеждах узнаются «Судья Дредд», «Бегущий по лезвию», максимум - «Вспомнить всё». Та кинематографическая эпоха прошла! Если уж прогрессором по отношению к российскому развлекательному кино сейчас выступает Голливуд, то пусть это будет хотя бы современный Голливуд – с будущим как в «Особом мнении» и «Острове».

В экранном мире Саракша много деталей, но они все совершенно не проработаны. Например, во время захвата телецентра вокруг Мака, Странника и прочих героев вихрем носятся в воздухе разноцветные листовки (одна, самая ловкая, лепится прямо на внушительную грудь Рады Гаал). Что за листовки, совершенно непонятно – а если б им уделить хоть минуту экранного времени, рассказанная в фильме история сильно бы обогатилась и стала значительнее. Ровно так и со всем остальным: антураж фильма выглядит дурацким и схематичным.

Огромного размера ключи от тюремных камер, слишком крупные документы и инструменты, схематические гербы государств (у одной армии на флагах крестики, у другой – нолики) мешают воспринимать «Обитаемый остров» серьёзно. Художника-концептуалиста на мыло!

Другая слабость «Обитаемого острова» в том, что вложив в картину какие-то дикие миллионы, создатели слишком заискивали перед зрителями и сделали очень угодливый фильм. Зрители хотят спецэффектов? – И вот экранный Странник и Мак Сим машут ногами и руками в замедленной съемке, пародируя поединок Нэо и Смита. Зрительницы хотят любовную историю? – И вот «усиленная» нелепая линия Рады Гаал, которую похищают, выручают, и Мак Сим куда-то несет её на руках, разрушая драматизм финала.

Но есть во втором фильме моменты, от которых бурлит кровь и округляются глаза, потому что это действительно круто. Лучший эпизод – танковый прорыв Хонтийской границы, сделанный с шиком и бьющей с экрана энергией в точности, как описано у Стругацких. Даже не пытаясь передать это своими словами: «…по проходу, вливаясь с покрытой дымом равнины, сгрудившись, гусеница к гусенице, сплошным потоком шли танки – низкие, приплюснутые, мощные, с огромными плоскими башнями и длинными пушками. Воздух шатался и вздрагивал от неистового грохота и рева, холм трепетал под ногами».

При этом смысловая составляющая продолжения «Обитаемого острова» – полный Массаракш: всё то, чему нас научил первый фильм, здесь перевернется. Самый мощный эпизод случается в начале – это сцена встречи Максима с саракшским колдуном, от которой мурашки по коже. Слова колдуна впервые на всем экранном протяжении «Обитаемого острова» выбивают у зрителя почву из-под ног, заставляют усомниться в первоначальных симпатиях.

Где-то за час до конца «Обитаемый остров: схватка» задает такого джазу, что от экрана уже не оторваться. А финальные полчаса второго фильма просто разрывают зрительный зал надвое, действительно заставляя решить, на чьей ты стороне.

Что правильнее: поступать как совесть тебе велит, следуя своим внутренним представлениям о правде и справедливости, но без всякой ответственности за свои решения – или наступить на собственную совесть, выжидать, огрубеть от потрясений – но этой своей жертвой уберечь множество людей от ненужных жертв?

Прокурор в фильме спрашивает протагониста: «Какая у Вас политическая программа?». А у него нет никакой политической программы, он о ней забыл – как забыл о многих других важных и крайне значимых вещах. Он только знает, что видеть несправедливость на Саракше ему больше невыносимо, и с наполеоновским размахом решает, что «ввяжемся – а там посмотрим». И отсутствие у него всяческих сомнений заставляет предположить, что этот добрый силач просто недалёк умом.

Если бы протагонист был умнее, он бы увидел, к чему ведут его ребяческие революционные порывы, какие новые страдания и агрессию они способны породить. Если бы он мог оценить последствия каждого своего шага по «исправлению» порядков на Саракше, его совесть должна была настолько огрубеть, что превратилась бы в камень. И не случайно, наверное, в фильме серый столб пыли и дыма от рухнувшего телецентра вызывает ассоциации с террористической атакой на Всемирный Торговый Центр в сентябре 2001-го. Террористы ведь тоже наверняка думали, что их правда – единственная правда, а их совесть и представления о справедливости – руководство к действию, невзирая на последствия. Благими намерениями устлана дорога в Массаракш.

Автор: Дмитрий Римайер Жигалов

Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Джастин Бальдони представил доказательство своей невиновности
Режиссер фильма "Все закончится на нас" показал рабочие процессы съемок
Объявлена дата выхода фильма "Соник 4"
Киностудия Paramount Pictures анонсировала выход четвертой части "Соника"
Юра Борисов номинирован на премию ванкуверских кинокритиков
"Анора" обошла "Бруталиста" и "Настоящую боль" по числу упоминаний
Режиссер "Мстителей 4" будет управлять английским футбольным клубом
Джо Руссо вошел в состав совета директоров английского футбольного клуба
Стивен Спилберг, Николас Кейдж почтили память Дэвида Линча
Голливудские кинематографисты отдали дань уважения Дэвиду Линчу
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 2
"Чужой: Земля", "Декстер: Воскрешение" и другие сериалы второй половины 2025 года