Голливуд справедлив. Летом подростков и взрослых обрадовали нереальным собранием супергероев, от которого крышу снесло даже людям, которые к комиксам относятся с предубеждением. Но рейтинг лишил этого удовольствия детей. Теперь же, под конец осени, справедливость восторжествовала – DreamWorks подарил самым юным зрителям собственных "Мстителей", со сказочными персонажами, их праздниками и верой в чудеса. Подарок, который с удовольствием раскроют для себя иные взрослые.
Хотя, конечно, не все. Оставим в покое вопросы об оригинальности сюжетных линий, тем более что с этой точки зрения все более чем терпимо. К услугам тех, кому, по мнению Американской киноассоциации, надлежит сопровождать основную целевую аудиторию в кино, здесь есть, прежде всего, идея свести воедино сразу нескольких героев глубокого детства. Да, это работает далеко не только на самых маленьких – прием, в некотором роде, беспроигрышный, но вполне честный. Ведь смотреть на сведенных вместе различных персонажей различных историй всегда интересно, а уж когда это касается очаровательных символов нежного возраста…
Словом, идея прекрасна. Что традиционно настораживало – ее возможная реализация. Далеко не все мультипликаторы способны доводить свои интересные задумки до конца, по максимуму используя их потенциал, чему свежайшим примером может служить "Ральф". Не говоря уже о том, что постановку "Хранителей снов" доверили Питеру Рэмси, которого, с некоторой натяжкой, можно назвать дебютантом. Остается лишь добавить, что для российского зрителя персонажи вроде Песочного человека или Джека Фроста, мягко говоря, малоизвестны, вот и получается, что реализация настораживала.
Но это ведь, в конце концов, DreamWorks! Первое – и, пожалуй, главное, затмевающее все прочие огрехи – это визуализация и действие. Вот уж воистину настоящая магия – каким бы ни было содержание, красота искупает практически все, благо, в данном случае ей отдуваться не пришлось.
Бурный восторг, неистовая ярость и стремление к действию – все это, переполняя героев, выплескивается в зрительный зал, снося все претензии на своем пути. Локации с радостью уступают друг другу место, события ураганом проносятся по экранному полотну, а соотношение сил постоянно меняется. Причем все это зачастую в мрачных тонах – дает о себе знать Дель Торо в качестве продюсера. Стоит ли говорить о том, что это один из немногих случаев, когда стереоскопия – особенно столь хорошая – здесь вполне уместна?
Говоря о соотношении, правда, приходится признать, что силы не равны. И речь здесь не столько о количестве участников с каждой стороны, сколько об их качестве. Добро здесь способно удивить даже после всех трейлеров. Суровый и закаленный Санта – чей русский акцент, увы, нам не оценить – оказывается эдаким добрым трикстером, законченным сангвиником, эксцентриком и вообще заводилой. Боевой и пушистый Пасхальный заяц австралийского нрава обменивается колкостями с энергичным Джеком под немые аплодисменты Песочника и восторженный щебет Зубной феи. И все это сопровождается юмором, смехом, далеко не глупыми диалогами с вкраплениями морали. Идиллия.
А на другой чаше весов авторам показалось мало превратить Кромешника-Бугимена в озлобленного изгоя. Все попытки привить ему хитроумие и коварство тут же рубятся на корню его трусостью. Что, конечно, оправдывает концовку, но слишком уж яро и бескомпромиссно этого персонажа терзают из стороны в сторону, в результате чего контуры его характера становятся не менее размытыми, чем очертания обугленных скакунов. В общем, злодей получился не самый лучший, хотя внешне вполне себе внушительный.
Несмотря на то, что вроде ни на один праздник особого упора не делается, и вообще это – история о страхе и вере, ассоциации с Рождеством возникают практически рефлекторно. Санта, снег, сани, Полюс, детишки – и не важно, что место подарков заняли монеты (те, что за зубки), а вместо елок – непрерывный поток иллюминации, которой персонажи озаряют все кругом. И пусть Рождество, хоть и многократно, но лишь упоминается, в то время как прочие аспекты – сны, сбор зубного урожая, даже Пасха и проказник Фрост – раскрыты в полной мере. Главное – старина Санта остался доволен. А с ним и мы.
Пусть повествование здесь не всегда идет ровно, а сюжет зачастую предсказуем, подача всего этого – выше всяких похвал. "Хранители снов" - поистине праздничный мультфильм, фейерверк над красочным пиршеством. Со своей атмосферой – чуточку мрачной, чуток сумбурной и бесконечно веселой, конечно же доброй и по-своему уютной. И колоритнейшие персонажи: вот они отчаянно сражаются и сыплют гневными обвинениями, а в следующий миг, выполняя ответственное задание, от которого зависит успех всего предприятия, начинают дурачиться и непосредственно носится по домам. Пожалуй, именно в этой сцене окончательно приходит ощущение праздника – не важно какого, всех сразу! – и не отпускает до самого конца.
Автор: Роман Волохов