Собственно, рецензировать сей продукт чрезвычайно сложно, ибо к кинематографу он имеет очень опосредованое отношение. Нет, видеоряд, обильно сдобренный очень продвинутыми по меркам российского экрана спецэффектами, конечно, присутствует. Есть хорошие актреские работы. Есть некое подобие звукового сопровождения, которое своими децибелами воздействует на мозг не хуже башен-излучателей. Есть и попытка монтажа. Но все вместе - это не кино, это бессмысленная визуализация и цитирование литературного первоисточника без попытки режиссерского переосмысления и без атмосферы.
История знает примеры, когда хорошие клипмейкеры становились в дальнейшем неплохими режиссерами. Взять того же МакДжи, который сумел дослужиться до должности реаниматора франшизы "Терминатор".
История знает и примеры, когда за сумму в три раза меньшую, чем была потрачена на съемки "Обитаемого острова", создавались целые миры с уровнем детализации, которая и не снилась главному российскому фильму 2009 года. Ну, конечно же, речь идет о лукасовской "Новой надежде".
Кто-то скажет, что это было очень давно и с тех пор серьезная проработка инопланетных цивилизаций сильно подорожала. Костюмы, терминология, средства передвижения, средства связи, деньги, в конце концов. Возможно. Но явно не на столько. Если речь идет о детализации, а не о гламурной подделке. Вот в фильме "Кин-Дза-Дза" была проработка. И это при полном отсутствии компьютерной графики и модных модельеров. Именно поэтому все эти "цыки с гвоздями", "кэцэ", "тренклютирую нахрен" и "ку" знают все.
А, если уж говорить о Стругацких, то стоит вспомнить и "Сталкер" Тарковского. Его фильм - это совершенно авторское произведение без намека на спецэффекты, имеющее мало общего с литературным первоисточником. Но какая актерская игра и та самая атмосфера, затягивающая почище самой зоны? Мороз по коже.
Но в случае с Федором Бондарчуком с самого начала все было иначе.
После державной "9 роты", раскатавшей перед ним красную ковровую дорожку, ведущую в партию чиновников и звезд того, что в России по ошибке называется шоу-бизнесом, появление фильма уровня "Обитаемого острова" стоило ожидать. И если бы Бондарчук снял еще более державную картину с полным государственным финансированием и бюджетом в 100 миллионов долларов, в этом не было бы ничего удивительного. В конце концов, государственные деньги, кто их считает. Но о чем думали частные инвесторы, вкладывая в его проект миллионы "Джорджей Вашингтонов"?
Естественно, они спохватились. Это видно и по почти истерической рекламной кампании второго фильма и по удивительным лозунгам, сверкавшим "трансформеровским" шрифтом в трейлерах, и объявлявшим, что всем нам предстоит увидеть "другой фильм". Другой по сравнению с чем? С первой серией? Вообще с фильмами Бондарчука? Представьте себе аналогичный девиз в ролике второй части "Властелина колец", которая своим темпом и насыщенностью действием сильно отличалась от первой. Или, скажем, в трейлере фильма "Терминатор. Судный день"? Да хоть в ролике очередной серии "поттерианы". Другой Гарри Поттер?! Звучит?
Зачем делать упорный акцент на том, что зрители, по идее, и так разглядят на экране? Может, затем, что увидеть эти отличия невооруженным глазом невозможно? Так как две-три дополнительные нарисованные на компьютере сцены и несколько облепленных фанерными щитами советских танков - это не отличие, и большие взрывы - это не отличие. А во всем остальном вторая часть "Обитаемого острова" такая же мешанина из выбивающего барабанные перепонки звука, экспериментов со светофильтрами и рваного монтажа.
Вероятнее всего, вот это самое "другой" - не что иное, как попытка продюсеров откреститься от первого кошмара. "Приходите в кинотеатры. Мы покажем вам совсем другой фильм", - внушают они нам. И мы придем, ибо как не поддержать отечественного кинопроизводителя, пусть и потерявшего всякое чувство меры.
Бессмысленно рассуждать о том, сколько человеческих жизней можно было бы спасти в нашей стране за те почти 40 миллионов долларов, которые были затрачены на этот проект. Более того, бессмысленно предполагать сколько фестивальных картин можно было снять за эти деньги, попади они в руки не державных, а просто хороших режиссеров. В конце концов, считать чужие деньги - дело неблагодарное. Суть в другом.
Сам Бондарчук в последних интервью говорил, что эпоха крупнобюджетного кино в России заканчивается. Что финансовый кризис, дескать, сделает невозможным съемки картин масштаба "Адмирала" или того же "Обитаемого острова" в дальнейшем. Это неправда. Если российским блокбастерам и суждено кануть в лету, то не по вине кризиса. А из-за отсутствия доверия к таким проектам со стороны инвесторов, которое как раз и подрывается крайне дорогими экспериментами режиссеров-партийцев.
Пиарщики проекта твердят как заклинание: "Обитаемый остров " - это нечто невиданное для нашего кино. Это спецэффекты на уровне мировых стандартов, это масштабы на уровне "Войны и мира", это глубина мысли на уровне Макиавелли, это схватка порядка со свободой! "На чьей ты стороне?!" - голосят они. Да ни на чьей. Вернее, на стороне хорошего отечественного кино, коего немало. А "Обитаемый остров" - это не схватка Мак Сима со Странником. Это битва с будущим нашей киноиндустрии. И вероятность его поражения, к сожалению, велика.
Автор: Сергей Злов