Ох уж эта история. Как же легко читать о прошлом: о накале политических страстей, о конфронтации разведок, о военных переворотах и спецоперациях, о людях, принимавших во всем этом самое непосредственное участие. Куда сложнее вообразить себе в мельчайших подробностях, что собой представляло все это вблизи. Взглянуть на эти события – пусть даже и мысленно – глазами их участников. Страх, надежда, напряжение, ответственность – так много остается за пределами газет, хроник и учебников. "
Операция "Арго" – редкая возможность окунуться в саму историю, проникнув за кулисы сухих отчетов и новостей. В мир людей, рядовых клерков и нерядовых оперативников, для которых понятие "Ад" обрело новый смысл.
Рассказ об этой спецоперации – это рассказ о страхе и мужестве. Старо как мир, но как преподносится!
Прежде всего, Аффлеку удалось с филигранной точностью воссоздать атмосферу той эпохи, насколько мы вообще можем об этом судить. Геополитическая карта мира окрашена в синий и красный, по ТВ крутят "Битву за планету обезьян", в Голливуде правит бал фантастика возглавляемая "Звездными войнами", а Джимми Картер сдает последние позиции на посту президента. Бардак на Ближнем Востоке в кадре, конфронтация натовцев и коммунистов на задворках заднего плана, сладостная и порочная Фабрика Грез под боком – всего несколько штрихов, и экранное полотно становится окном в прошлое, раскрывающем вид на напряженный триллер о поистине удивительных событиях.
Этот, по меткому замечанию одного из персонажей, "Театр абсурда", эффектный и в чем-то даже забавный при беглом ознакомлении, в реальности, как обычно, оказывается куда прозаичнее. Проделанный в сверхсжатые сроки титанический труд и давящая на психику ответственность за чужие жизни. Долгие месяцы жизни в страхе и отчаянный риск. Неразрешимая ситуация, из которой приходится искать выход, мозговой штурм и случайное озарение, игра на нервах и испытание удачи, доверие и сомнение, стойкость и смелость. Горький коктейль человеческих эмоций и поступков, который нечем закусить.
Особый привкус добавляет резкий контраст между спокойными офисами ЦРУ, бурными улицами Тегерана и солнечным раем Лос-Анджелеса. Когда после разъяренной и пугающей толпы, отчаявшихся орд фанатиков, видишь пьянящее изобилие и роскошные банкеты, последние черные и белые оттенки смешиваются в серое пятно. И чтобы там ни говорил закадровый голос в начале о свергнутых правительствах, лишь воочию узрев пропасть между бедствующим городом в пустыне и виллами у пальмовых рощ, начинаешь понимать революционеров. В каком-то смысле даже сочувствовать им, прежде загнанным в угол людям, которые устали терпеть. Так что неосознанная ненависть к безумцам, штурмующим посольство, сменяется осознанием их бедственного положения. Другими словами, американцы сами напросились.
И буквально тут же, сразу, за них болеешь и переживаешь. Шестеро несчастных, вынужденных прятаться в самом глазу бури, вдали от дома, чья надежда на спасение – призрак и непозволительная роскошь. А заодно – единственное, что у них осталось. И мужественный сотрудник ЦРУ, рискующий собственной жизнью, расплачиваясь за ошибки своей родины.
Стоит ли говорить о том, что, несмотря на отсутствие погонь, перестрелок, драк, при всей документальности фильма, смотрится он, что называется, на одном дыхании. Два часа постоянного напряжения в ожидании разрешения вопроса. Атмосфера неясного грядущего лишь подчеркивается непостоянством удачи, а постановка не дает отвлечься от экрана ни на минуту. Для тех же, кто знаком с конфликтом дай Бог, чтоб понаслышке – то есть наверняка многих – закономерной остроты добавит незнание того, чем же все в итоге закончилось. Так что не спешите перед просмотром изучать материалы дела – терпение будет вознаграждено сполна.
Отлично прописанные персонажи – даже второстепенные – оказались прекрасно раскрыты актерским ансамблем, сработавшем как единый организм. Особенно среди них выделились
Джон Гудмен и
Алан Аркин, воплотившие в себе – в характерах своих героев – чуть ли не весь Голливуд. Циничные профессионалы, деятельные и праздные одновременно, имеющие необходимые связи и входящие в "тусовку". Золотые кадры золотой эпохи, с беззаботным видом попивая виски, рассуждающие о секретной операции и спасении заложников.
Что до бородатого
Бена Аффлека, исполнившего роль самого Тони Мендеса, отважного руководителя операции по спасению, то справился он хорошо. Местами были огрехи – не всегда до конца "вытягивал" те или иные эмоции, но в целом, особенно на фоне фильма – очень хорошо, особенно если учесть количество экранного времени, выпавшего на его долю. В этом плане он, конечно, полностью превалирует над остальными.
В конечном итоге, "Операция "Арго" – фильм из тех, что запоминаются. Какие бы ощущения его просмотр не оставлял, неизменно одно: сцены из фильма раз за разом всплывают в голове, так что к нему мысленно возвращаешься вновь и вновь. Очевидно потому, что срежиссированы отлично и вызывают неподдельные эмоции во время просмотра. А может и потому, что все как по Горькому: "Безумству храбрых…", и этой мудрости жизни невозможно не воспевать целые гимны. Но, в любом случае, смотреть на столь качественно, подробно и, вероятно, точно воспроизведенную историю – что в титрах подтверждается сравнением кадров с фотохроникой – вещь исключительно приятная.
Автор: Роман Волохов