Хоррор – жанр, в котором, как известно, от заезженности и предсказуемости сюжета избавиться сложнее всего, не говоря уже о способах подачи материала. Однако
Скотт Дерриксон, натренированный на пятых "Восставших из ада" и "Шести демонах Эмили Роуз", решил действовать от противного. История, составленная практически целиком из всем знакомых шаблонов, вопреки ожиданиям, оказалась той жемчужиной, которую порой приходиться выковыривать из гор мусора.
"
Синистер" – фильм, отполированный до лощеного блеска. Скотт Дерриксон, не мудрствуя лукаво, припомнил не только собственный опыт в жанре ужасов, но и опыт всех своих коллег и прогрессивной кинематографической общественности заодно. С нашей же стороны грех его за это не простить: вместо тупого нагромождения клише и бу-эффектов мы получили почти два часа образцово-показательной экзекуции нервов.
Удивительное сочетание псевдодокументалистики и классического повествования, вопреки опасениями, дало исключительно мощный эффект. Смотреть сперва на кадры обыкновенной такой семейной кинохроники словно персонаж фильма, а затем и на самих персонажей и их реакцию – удовольствие немалое. Если, конечно, этим словом вообще можно описать нарастающий с каждой минутой страх перед развязкой.
Кстати о повествовании: оно получилось на редкость ровным. Контуры той самой спирали оказались обрисованы с филигранной точностью, благодаря чему события и темп их развития с почти немецкой пунктуальностью проходят путь от завязки до кульминации. И столь же уместно и красиво выглядит кровавый катарсис, являющийся логическим завершением этой цепочки адских причинно-следственных связей.
Второе – смешение мистики с легким налетом детектива, все это – наложенное на ярко выраженный и включающий мозги хватающихся за сердце зрителей характер главного героя. О, да, его мотивы, поступки, желания и стремления – предмет вообще отдельных дискуссий, желательно с привлечением опытного психолога. Детектив здесь представлен расследованием, которое несчастный писатель ведет в своем кабинете: найдены новые улики, и приходится использовать все, что можно, чтобы докопаться до истины. Это уже на станции "Конечная" происходит даже-черт-не-поймет-что, а до этого авторы ходят на грани и водят зрителя за нос.
Но главное, что пугает – это атмосфера. Слово, которое редкому фильму удается заслужить в своей характеристики. Скотт Дерриксон смешал на экране страхи одиночества и клаустрофобии, неудачи и отчаяния, мастерски использовал страхи неизвестного и смерти. Наконец, главный здесь страх – тот, что толкает вперед любопытство, наверное, самый страшный. Порочный круг, в котором меньшее открытие ведет к большему, и так до самого конца, несмотря на все возможности вовремя остановиться, несмотря на все предупреждения и предостережения. Эскалация становится неизбежной, несмотря на все возможности избежать худшего – и, наверное, именно это здесь самое (после личика местного филантропа-душееда) страшное.
Ядреной перчины всему этому добавляет музыкальное сопровождение от
Кристофера Янга. Нелегко встретить вторую столь тонкую работу не только в этом и смежных жанрах, но и в кинематографе вообще. Серьезно, малейшие ноты кардинально меняют и четко обводят контуром любые ситуации на экране. Причем делается все это настолько ненавязчиво, что осознаешь это лишь спустя некоторое время после исполнения подлого трюка. Единственное, к чему здесь могут быть претензии – это злоупотребление шумовыми вспышками во время бу-эффектов, что, впрочем, не только терпимо, но и даже приемлемо. По крайней мере, выглядит достойно, несмотря ни на что.
Что до актеров, то фильм практически целиком принадлежит
Этану Хоуку. И, словно осознавая всю тяжесть ответственности, он играет шикарно. Самоуверенный, взрывной, пугливый, но при этом – что самое главное – совершенно не в меру любопытный. Эволюция состояния нервов его персонажа от спокойного до "такие слова не печатают" проходит быстро и безболезненно – ничего он не упускает из виду, безукоризненно играя и лицом, и телом, и притом нигде не переигрывает.
А персонаж у него получился очень интересный. Натура творческая, иногда несдержанная и вообще интересная, эгоистичная и безрассудная, и, главное – лирическая, несмотря на стремлние казаться прагматиком. И эта личность ставит под удар всю семью ради исполнения своих самых страстных желаний. Вроде и не должен вызывать каких-либо положительных эмоций, ибо человек далеко не самый хороший, но паранормальная угроза оказывается на порядки страшнее.
"Синистер", конечно, не выпотрошил жанр наизнанку как "
Хижина в лесу", однако перед нами, безусловно, один из лучших хорроров этого года. Строгий в своих ингредиентах и их пропорциях, он пугает, делает это с толком, с расстановкой, со знанием дела и нескрываемым удовольствием. Да еще и умудряется при этом оставить пищи для размышлений. Скотту Дерриксону удалось невероятное – превратить набор штампов в нечто по-настоящему интересное. А это дорогого стоит.
Автор: Роман Волохов