KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Универсальный солдат 4". Bad Trip

05.10.2012
Нелегко припомнить чего-либо менее ожидаемого, чем очередное продолжение "Универсального солдата". Франшиза, которая даже в лучшие свои времена (во времена Эммериха) бывшая да-алеко не локомотивом боевика и фантастики, кажется, меньше всего на свете нуждается в еще одной части. Однако вот, перед нами 4-ый выпуск сериала о противостоянии Люка Деверо и Эндрю Скотта, в свое роде революционный, ибо с предыдущими частями общего у него – лишь знакомый дуэт и некоторые тонкие, еле-еле проглядываемые сюжетные ниточки и узлы.

Продюсеры и режиссер третьей части, после вакханалии на ЧАЭС, оказались вынуждены искать новых сценаристов, которых, не мудрствуя лукаво, обнаружили в себе самих. Точнее, Джон Хайамс, режиссер, обнаружил. И именно этот простой факт сильнее всего отразился на четвертом "Универсальном солдате". Заканчивая эту маленькую прелюдию, позвольте мне представить вам революционное смешение жанров, новый взгляд на боевики и еще один способ вывернуть зрителю мозг наизнанку – психоделический боевик.

По-другому более внятно и описать-то это сложно. Даже если вы знакомы с сюжетом третьей части (чего врагу не пожелаешь, ибо для этого ее придется смотреть, что жестоко по отношению к собственному разуму), первые полчаса вы все равно ни хрена, пардон мой французский, не поймете. Понимание того, что на экране творится что-то уж очень сверхсекретное и страшное, к вам придет минуте эдак на семидесятой. Полностью же картина происходящего перед вашим мысленным взором так и не предстанет.

Но не расстраивайтесь! В фильме достаточно сказано обо всем прекрасном, чтобы хотя бы в сильно общих чертах понять, что к чему. Однако до этого вам придется насладиться поистине уникальным зрелищем: вам придется оценить талант Хайамса-сценариста.

Весь "Универсальный солдат 4" оказался пущен им сквозь призму восприятия его главного героя – Джона, в исполнении Скотта Эдкинса. Тон задает вступительная сцена, в которой он от первого лица оказывается бит на собственной кухне и становится свидетелем смерти жены и дочери от рук очень нехорошего человека, назовем так Деверо. И дальше все начинает идти – в зависимости от того, как воспринимать происходящие события – либо по наклонной, либо в гору.

Проблема Хайамса даже не в том, что с историей что-то не так, а в том, что он ее совершенно не умеет рассказывать. Попытки навести тумана приводят лишь к тому, что происходящее на экране, в глазах зрителя, лишается всякого смысла. Зачем, почему и для чего – вопросы, ответы на которые Хайамс, наверное, даже под пытками давать будет неохотно, как бы небрежно роняя обрывки фраз. В этой ситуации спасательным кругом, удерживающим вас на плаву, станут те редкие полунамеки и речи, которые главному герою удается вырвать из цепких лап своих как друзей, так и врагов. И так почти весь фильм.

Но, наверное, в этом же и его главное преимущество. Ведь вряд ли где-либо еще вам доведется почувствовать на собственной шкуре, пусть и в виде отголоска, последствия амнезии. Перед вами будут проносится новые и новые кадры, вы увидите не один мордобой, погоню, перестрелку и даже мощные трипы с Ван Даммом в конце! И все равно вы ни черта не будете понимать, что здесь происходит, кем является главный герой, почему Скотт прославляет человека, похожего на Деверо и вообще, кто все эти люди?

(Кстати, на полном серьезе не рекомендую смотреть фильм эпилептикам и людям, к этому ужасному недугу склонным. Трипы-с-Ванд-Даммом суть мощное мигание белого экрана, которое поначалу даже здорового зрителя здорово в ступор вводит. Осторожно, в общем)

Масла в огонь добавляет и стиль повествования, заключенный в удушающую атмосферу. Нагнетание обстановки, минимум музыки – тоже гнетущей, иной раз все здесь больше напоминает триллер с элементами хоррора, чем боевик. Впрочем, со временем разобраться во всей этой жанровой мешанине становится лишь труднее. Логово толпы перекачанных унисолов, в котором за бутылку (виски?) убивают; все та же сцена убийства семьи героя Эдкинса, как и две его схватки с персонажем Андрея Арловского; бойня в борделе; бойня в самом логове и мордобои с "финальными боссами" – все это снято настолько мрачно и давяще на психику, что иной раз становится по меньшей мере жутко.

И, конечно, авторы не скупились на кровавые подробности. Количество мозгов, украсивших стены и полы, не поддается подсчету. В отличие от трех отрубленных на руке и пяти – на ноге пальцев. Про количество трупов, наверное, лучше и не заикаться. Зато точно можно сказать про одну наполовину(!) снесенную башку. Огнестрел, биты, пустые бутылки, топоры, ножи – праздник жизни в провинциальной Америке! И все это – хорошо поставленное, плюс неплохая погоня и терпимая стереоскопия. Остается лишь сбрызнуть все это сверху парой каплей секса, и коктейль "Адов кутеж" готов!

Что же касается самих Деверо и Скотта, уберлюдей, которых только прямое попадание в мозг (или сердце) стали (или свинца) в силах остановить (что вряд ли остановит их перед возрождением в следующей части, если вы понимаете о ком я). Приготовьтесь к страшному: их суммарное экранное время с трудом дотягивает до пятнадцати минут. О, да! Дольф Лундгрен и Жан-Клод Ван Дамм отошли в тень, видимо, уступая дорогу молодому Скотту Эдкинсу. Тени, которые мелькают на заднем плане, чтобы в конце триумфально вспомнить молодость.

Сам же Эдкинс, надо сказать, довольно хорошо справился с ролью растерянного, испуганного и потерявшего память, жену и дочь человека. Отчаявшегося, проходящего путь от выписанной из больницы жертвы до… в общем, смотрите сами. Если, конечно, вам интересно. Но этому актеру явно пора перейти на ступень повыше, и пусть очевидные дружеские отношения с Ван-Даммом ему в этом не мешают. Иначе так и будет сниматься в мелкобюджетных боевиках direct to DVD, или, в лучшем случае, в ограниченный прокат.

Подводя итог: "Универсальный солдат 4" – кино до чертей своеобразное, образец мозговыносящей эклектики. Тут даже на красочные разборки героев друг с другом просто так не посмотришь – не формат-с. Дикая смесь созерцательности и боевика, приправленная триллером и преподнесенная в лучших традициях какого-нибудь слэшера. Это вам не фильмы 80-ых, не фильмы 90-ых, даже не попытка "вспомнить молодость". И вообще это что-то новенькое.

Автор: Роман Волохов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Марго Робби намерена экранизировать хоррор-комикс
Компания актрисы снимет полнометражный фильм по серии "Олений город"
Режиссер "Супермена" анонсировал работу над "секретным" проектом
Джеймс Ганн намекнул на следующий проект после "Супермена"
Режиссер "Гарри Поттера" в восторге от грядущего сериала
Крис Коламбус отреагировал на слухи о кандидатуре Киллиана Мерфи на роль Волан-де -Морта
Джеймс Кэмерон описал "Аватар 3" фразой "вы на это не подписывались"
Режиссер утверждает, что зрители увидят то, на что "не подписывались"
Стивен Спилберг, Николас Кейдж почтили память Дэвида Линча
Голливудские кинематографисты отдали дань уважения Дэвиду Линчу
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 2
"Чужой: Земля", "Декстер: Воскрешение" и другие сериалы второй половины 2025 года