Нелегко припомнить чего-либо менее ожидаемого, чем очередное продолжение "Универсального солдата". Франшиза, которая даже в лучшие свои времена (во времена Эммериха) бывшая да-алеко не локомотивом боевика и фантастики, кажется, меньше всего на свете нуждается в еще одной части. Однако вот, перед нами 4-ый выпуск сериала о противостоянии Люка Деверо и Эндрю Скотта, в свое роде революционный, ибо с предыдущими частями общего у него – лишь знакомый дуэт и некоторые тонкие, еле-еле проглядываемые сюжетные ниточки и узлы.
Продюсеры и режиссер третьей части, после вакханалии на ЧАЭС, оказались вынуждены искать новых сценаристов, которых, не мудрствуя лукаво, обнаружили в себе самих. Точнее,
Джон Хайамс, режиссер, обнаружил. И именно этот простой факт сильнее всего отразился на четвертом "Универсальном солдате". Заканчивая эту маленькую прелюдию, позвольте мне представить вам революционное смешение жанров, новый взгляд на боевики и еще один способ вывернуть зрителю мозг наизнанку – психоделический боевик.
По-другому более внятно и описать-то это сложно. Даже если вы знакомы с сюжетом третьей части (чего врагу не пожелаешь, ибо для этого ее придется смотреть, что жестоко по отношению к собственному разуму), первые полчаса вы все равно ни хрена, пардон мой французский, не поймете. Понимание того, что на экране творится что-то уж очень сверхсекретное и страшное, к вам придет минуте эдак на семидесятой. Полностью же картина происходящего перед вашим мысленным взором так и не предстанет.
Но не расстраивайтесь! В фильме достаточно сказано обо всем прекрасном, чтобы хотя бы в сильно общих чертах понять, что к чему. Однако до этого вам придется насладиться поистине уникальным зрелищем: вам придется оценить талант Хайамса-сценариста.
Весь "
Универсальный солдат 4" оказался пущен им сквозь призму восприятия его главного героя – Джона, в исполнении
Скотта Эдкинса. Тон задает вступительная сцена, в которой он от первого лица оказывается бит на собственной кухне и становится свидетелем смерти жены и дочери от рук очень нехорошего человека, назовем так Деверо. И дальше все начинает идти – в зависимости от того, как воспринимать происходящие события – либо по наклонной, либо в гору.
Проблема Хайамса даже не в том, что с историей что-то не так, а в том, что он ее совершенно не умеет рассказывать. Попытки навести тумана приводят лишь к тому, что происходящее на экране, в глазах зрителя, лишается всякого смысла. Зачем, почему и для чего – вопросы, ответы на которые Хайамс, наверное, даже под пытками давать будет неохотно, как бы небрежно роняя обрывки фраз. В этой ситуации спасательным кругом, удерживающим вас на плаву, станут те редкие полунамеки и речи, которые главному герою удается вырвать из цепких лап своих как друзей, так и врагов. И так почти весь фильм.
Но, наверное, в этом же и его главное преимущество. Ведь вряд ли где-либо еще вам доведется почувствовать на собственной шкуре, пусть и в виде отголоска, последствия амнезии. Перед вами будут проносится новые и новые кадры, вы увидите не один мордобой, погоню, перестрелку и даже мощные трипы с Ван Даммом в конце! И все равно вы ни черта не будете понимать, что здесь происходит, кем является главный герой, почему Скотт прославляет человека, похожего на Деверо и вообще, кто все эти люди?
(Кстати, на полном серьезе не рекомендую смотреть фильм эпилептикам и людям, к этому ужасному недугу склонным. Трипы-с-Ванд-Даммом суть мощное мигание белого экрана, которое поначалу даже здорового зрителя здорово в ступор вводит. Осторожно, в общем)
Масла в огонь добавляет и стиль повествования, заключенный в удушающую атмосферу. Нагнетание обстановки, минимум музыки – тоже гнетущей, иной раз все здесь больше напоминает триллер с элементами хоррора, чем боевик. Впрочем, со временем разобраться во всей этой жанровой мешанине становится лишь труднее. Логово толпы перекачанных унисолов, в котором за бутылку (виски?) убивают; все та же сцена убийства семьи героя Эдкинса, как и две его схватки с персонажем Андрея Арловского; бойня в борделе; бойня в самом логове и мордобои с "финальными боссами" – все это снято настолько мрачно и давяще на психику, что иной раз становится по меньшей мере жутко.
И, конечно, авторы не скупились на кровавые подробности. Количество мозгов, украсивших стены и полы, не поддается подсчету. В отличие от трех отрубленных на руке и пяти – на ноге пальцев. Про количество трупов, наверное, лучше и не заикаться. Зато точно можно сказать про одну наполовину(!) снесенную башку. Огнестрел, биты, пустые бутылки, топоры, ножи – праздник жизни в провинциальной Америке! И все это – хорошо поставленное, плюс неплохая погоня и терпимая стереоскопия. Остается лишь сбрызнуть все это сверху парой каплей секса, и коктейль "Адов кутеж" готов!
Что же касается самих Деверо и Скотта, уберлюдей, которых только прямое попадание в мозг (или сердце) стали (или свинца) в силах остановить (что вряд ли остановит их перед возрождением в следующей части, если вы понимаете о ком я). Приготовьтесь к страшному: их суммарное экранное время с трудом дотягивает до пятнадцати минут. О, да!
Дольф Лундгрен и
Жан-Клод Ван Дамм отошли в тень, видимо, уступая дорогу молодому Скотту Эдкинсу. Тени, которые мелькают на заднем плане, чтобы в конце триумфально вспомнить молодость.
Сам же Эдкинс, надо сказать, довольно хорошо справился с ролью растерянного, испуганного и потерявшего память, жену и дочь человека. Отчаявшегося, проходящего путь от выписанной из больницы жертвы до… в общем, смотрите сами. Если, конечно, вам интересно. Но этому актеру явно пора перейти на ступень повыше, и пусть очевидные дружеские отношения с Ван-Даммом ему в этом не мешают. Иначе так и будет сниматься в мелкобюджетных боевиках direct to DVD, или, в лучшем случае, в ограниченный прокат.
Подводя итог: "
Универсальный солдат 4" – кино до чертей своеобразное, образец мозговыносящей эклектики. Тут даже на красочные разборки героев друг с другом просто так не посмотришь – не формат-с. Дикая смесь созерцательности и боевика, приправленная триллером и преподнесенная в лучших традициях какого-нибудь слэшера. Это вам не фильмы 80-ых, не фильмы 90-ых, даже не попытка "вспомнить молодость". И вообще это что-то новенькое.
Автор: Роман Волохов