Ни для кого не секрет, что в последнее время фильмы, в главных ролях которых значится знаменитый (с каждым годом – все печальнее)
Николас Кейдж, годятся разве что для убийства собственного времени, причем с особой жестокостью – учитывая их, фильмов, качество. Стал ли "
Медальон"
Саймона Уэста, того самого, который буквально на днях пустил на прокатные баррикады целый взвод олдскульных звезд, поворотной точкой карьеры Кейджа? Увы – нет. Однако он смог, хотя бы временно, приостановить стремительное скатывание некогда достойного актера в творческий Тартар. Так что теперь от него, и только от него зависит дальнейший маршрут актерского пути.
Но вернемся к главному – к "
Медальону" (сизифов труд – критиковать наших локализаторов, все равно, что биться головой о корпус крейсера, а посему остановимся тогда уж на их варианте названия картины). Второй совместный проект Кейджа и Уэста (после неуклюжей, но чертовски зрелищной "
Воздушной тюрьмы"), словно в противовес первому, вместо того, чтобы посмеиваться над обыкновенными для боевиков штампами, активнейшим образом их эксплуатирует. Причем делает это в промышленных масштабах, так что смело можно утверждать о том, что "Медальон" – сборная солянка всей классики экшн-трэша 80-ых и 90-ых.
По сути, в картине и близко нет ничего, хоть сколько-нибудь оригинального. Все – от самой структуры сценария, через характеры героев и диалоги, вплоть до отдельных деталей, вроде игрушки любимой дочурке (привет, "…тюрьма"!) вызывает в мозгу строго те химические реакции, что приводят его к ощущению déjà vu. Предсказать не только следующее действие или очередной сюжетный поворот, но и развитие событий вплоть до хэппи-энда (без него неканонично!) не представляет труда для всякого, кто хоть раз видел любые три-четыре боевика.
И все это преподносится с такой серьезной миной, что невольно начинаешь задумываться: ужели сам Уэст все это наснимал, или же какой дебютант под его отнюдь не строгим контролем ответственен за столь богатую на заимствования ленту? Но стоит покопаться в предыдущих работах режиссера, может сопоставить их, и все сразу становится на свои места. Уэст не творец, он, как и многие его собратья по цеху, всего лишь ремесленник.
Справедливости ради заметим, что ремесленник он хороший, и работу свою знает. Что в "
Неудержимых 2", что в той же "…тюрьме" или "
Ларе Крофт" – да в том же "
Механике"! – ведомый сценаристами, он лишь переводил на экран все то, что они (ну, может, еще продюсеры) скажут. Не отходя при этом ни на шаг от поставленных задач, он, в зависимости от исходного материала, выдавал либо конфетку, либо крепкий, но стерильный полуфабрикат. Вот и получается, что ответственность за сюжетную несостоятельность "Медальона" можно переложить с его плечи, на плечи Гуггенхейма.
Однако если бы дело было лишь в сценарии, к фильму особых претензий, наверное, и не имелось – Уэст не привыкать работать с клишированным материалом. Главная проблема здесь в актерах. Тот же Гуггенхеймовский "Код доступа…" вытягивали Вашингтон и Рейнольдс, не говоря уже про вышеперечисленные картины. В "Медальоне" есть лишь "средней руки"
Дэнни Хьюстон,
Джош Лукас и, собственно, сам Кейдж.
Печально, но последний тянет фильм не вверх, а вниз – про простое удержание на плаву и речи не идет. Судя по всему, с потерей проектов категории выше "Б" он также потерял частицу – или даже часть – своего таланта, либо, во что хочется верить, просто законсервировал его глубоко в себе до лучших времен.
Чего стоят одни только разговоры по телефону, во время которых он неизменно переигрывает до ряби в глазах и звона в барабанных перепонках, вопреки всем устремлениям вызывая не жалость, но раздражение. Метания его персонажа – как душевные, так и физические – воспринимаются исключительно как передвижения ожившего манекена по объемной карте города из одной точки в другую. А глядя на его очередные попытки состроить мину вселенской скорби на глаза чуть ли не слезы наворачиваются, ибо в такие моменты просто невозможно не вспомнить его ранние работы.
Ложкой меда можно назвать постановки экшн-сцен. Вот уж что неизменно удается ремесленнику-Уэсту на протяжении своей карьеры, так это чистое визуальное развлекалово. У вашим услугам классический набор: мордобой, пара перестрелок и погони – как на своих двоих, так и на всех четырех. И все это под эгидой оператора Джима Уайтакера, позволяющего без труда проследить за ходом событий и в сопровождении композитора Марка Айшема, чья музыка безусловно украсила ленту.
Другой вопрос, стоит ли ради этих крох терпеть весь прочий, простите за резкость, мусор? Когда можно, например, свернуть в соседний зал на еще идущий в прокате другой проект Уэста? Либо просто посмотреть дома, пусть и на маленьком экране, но гораздо более качественный боевик из собственной коллекции, горячо любимый и по-настоящему интересный? Решайте, конечно, сами, но что-то мне подсказывает, что вопросы эти были риторическими.
Просмотр "Медальона" - это не просмотр фильма, в полном смысле этого выражения. Поскольку наблюдать приходится не за историей отчаянного отца, а за игрой невидимого геймера в не самый увлекательный квест. Вот он стремительно обналичивает сразу все чужие счета в банке – задание выполнено, далее следует вялая заставка с намеками на нелегкий моральный выбор ГГ, и – вуаля! – вы уже на следующем уровне, где примитивный цикл многократно повторяется вновь и вновь, вплоть до Финального Босса, после которого следует тривиальная концовка. Игра пройдена – и больше ничего.
Автор: Роман Волохов