Все мы любим деньги, а Голливуд любит их втройне. Это не упрек – просто констатация факта, в котором нет ничего постыдного. Постыдно другое – страх и нежелание продюсеров начинать историю с нуля. Ведь куда проще сделать спин-офф, эксплуатируя известную и многим полюбившуюся франшизу. А в результате хороший шпионский боевик обречен нести на себе клеймо "младшего брата", несмотря на все попытки от него избавиться.
"Наследие Борна" (про "
Эволюцию…" забудьте раз и навсегда, ничего общего ни с темой фильма, ни с его настоящим названием она не имеет) напоминает подростка, который отчаянно пытается быть непохожим на родителей (или старшего брата, раз уж на то пошло). Но, несмотря на всю свою индивидуальность, ему не избавиться от унаследованных черт как лица, так и характера – против генов не попрешь, как говориться. В свете этого название фильма полностью себя оправдывает.
Возможно, именно к такому эффекту и стремился изначально
Тони Гилрой, бессменный сценарист трилогии, которому к четвертому фильму удалось занять режиссерское кресло. Но вряд ли он сам до конца осознавал, как это будет выглядеть на экране. Попытка рассказать новую историю с помощью старых приемов на деле привела к удручающим последствиям: "Наследие…", при всех своих сюжетных перипетиях, гораздо сильнее смахивает на кальку с предыдущих фильмов о Борне, чем на их логичное продолжение.
Единственное, что здесь может похвастаться хоть какой-либо самобытностью – это персонаж
Джереми Реннера, вопреки всем опасениями практически не имеющий ничего общего с героем
Мэтта Дэймона (за исключением рода деятельности, разумеется). Реннеру удалось представить нам образ агента, которому, несмотря на суперсолдатские замашки (к привычной бумажно-оружейной волоките добавились химия и генетика), удается сохранять человеческое лицо.
Однако так как он не страдает амнезией, поиски самого себя сменились поисками спокойствия – как физического, так и психического – отчего сама история Аарона Кросса и вполовину не такая интригующая, как история Борна. Что, естественно, вина сценариста, но никак не Реннера. Ему-то сочетанием расчетливости и эмоциональности прекрасно удалось показать, чем программы различаются, и что различаются вообще.
Другая крупная проблема сценария заключается в его очевидной сырости. Особенно ясно это осознаешь, когда начинается традиционный для "борниады" новый ремейк Extreme Ways (титры, если не забыли): за два часа времени в фильме происходит удивительно мало событий, даже если не сравнивать с предыдущими картинами. Кроме того, помимо этой необоснованной растянутости (будто книгу читаешь, а не фильм смотришь), сам сюжет, до отвала набитый старыми тэгами, не блещет четкостью и последовательностью. Не говоря уже о том, что само повествование очень неровное и навевает мысли о водителе, который давит педали газа и тормоза исходя лишь из собственных, никому другому не известных законов.
Справедливости ради стоит заметить, что техническая сторона картины на высоте. Постановка боев, декорации, погони сделаны добротно, к тому же освещает их сравнительно спокойная камера
Роберта Элсвита (что вдвойне приятно после радостных телодвижений
Оливера Вуда, иной раз доставлявших зрителям ни с чем несравнимые ощущения, когда от просмотра ленты начинала кружиться голова).
Но здесь чашу весов уравновешивают диалоги. Во-первых, в них участники событий, кажется, иной раз и сами запутываются, снова и снова обсуждая одни и те же вещи, что добавляет "Наследию…" те самые ненужные минуты хронометража. А во-вторых, они же имеют нехорошее свойство привирать, в результате чего, например заявленный азиатский терминатор без жалости и упрека ведет себя как новобранец на первом задании, а вся истерика по поводу ненужной информации в прессе заканчивается там же, где и начинается – в третьей части, несколько кадров которой сюда заботливо вписали.
Возвращаясь ненадолго к персонажам, помимо Реннера (который, в приступе осознания всех прелестей обладания собственной франшизой, выложился по полной) отметить стоит еще разве что его спутницу, да формального противника. Первая, в исполнении
Рэйчел Уайз, весь фильм лишь и делала, что оттеняла и героя, и актера. Когда же она не бегала вокруг него, она начинала откровенно переигрывать. Второй –
Эдвард Нортон – более чем достойно продолжил эстафету, в которой уже приняли участие
Крис Купер,
Брайан Кокс,
Джоан Аллен и
Дэвид Стрэтэйрн. Прекрасное исполнение роли ЦРУшного куратора, профессионала, выполняющего свою работу на благо любимой родины.
В целом, конечно, это не тот "Борн" к которому мы все привыкли. Проблема "Наследия…" в том, что оно невольно под него мимикрирует, несмотря на все попытки этого не допустить. Как следствие: весь фильм сидишь и ждешь, когда же на сцену выйдет сам Борн, чье невидимое присутствие толстым красным канатом проходит сквозь весь фильм. Выйдет, чтобы перекинуться парой слов с главным героем, а то и вовсе продолжить с ним путь. Хотя, поди разберись, кто во всех этих хитросплетениях лиц и операций главный.
Автор: Роман Волохов