Споры о том, какой фильм лучше довольно часто выходят за рамки вкусовых предпочтений, которые, как известно, у всех свои, и апеллируют ко вполне конкретным показателям - кассовым сборам. Однако буквальное сравнение заработков современных картин и кинопроектов прошлых лет тем менее корректно, чем больший промежуток времени разделяет конкурентов. Даже с учетом пресловутой поправки на инфляцию. Куда точнее отображает успешность фильма другой критерий - количество проданных билетов.
Удобнее всего оценивать динамику успешности на примере франшиз, например, "Бэтмена" или "Темного рыцаря", как его модно называть ныне.
В 1989 году фильм Тима Бертона, возродивший интерес к одному из самых известных супергероев комиксов, заработал в американском прокате более 250 миллионов долларов. В 2012 году фильм Кристофера Нолана "Темный рыцарь 2: Возрождение легенды" на момент написания данной заметки мог похвастаться заработками в 412 миллионов долларов. Естественно, тоже в Северной Америке.
Какой из этих двух проектов оказался успешнее?
Отбросим соотношение "производственный бюджет - сборы", которое будет явно в пользу фильма Бертона, забудем про то, что билет на сеанс в 1989 году стоил в два с лишним раза дешевле, чем в 2012 году. Кажется, что версия Нолана побеждает с преимуществом почти в 200 миллионов долларов, которое должно еще больше укрепиться до окончания проката картины.
Вот тут-то и стоит оценить количество проданных билетов на каждый из фильмов. А оно таково: 62,9 миллиона у "Бэтмена" и 50,8 миллиона билетов у "Темного рыцаря 2". Таким образом, проект Бертона привлек на 12 миллионов американских зрителей больше. С учетом демографической статистики можно сказать, что картину 1989 года посмотрел каждый четвертый житель США, включая грудных детей и глубоких стариков.
Для сравнения, необходимо указать, что "Бэтмен: начало" 2005 года посмотрели 32 миллиона американцев, а "Темный рыцарь" 2008 года - 74,2 миллиона. Последнему и принадлежит абсолютное первенство среди всех полнометражных фильмов, посвященных супергерою.
Справедливости ради стоит добавить, что такая методика сравнения может использоваться для оценки кинолент, вышедших примерно в одну эпоху, например, в эпоху полного доминирования театральных сеансов или эпоху бурного развития домашних видеосистем.
Сравнивать, скажем, "Унесенные ветром" и "Аватар" не имеет смысла, так как первый был выпущен в то время, когда никакой иной возможности увидеть фильм, кроме похода в кинотеатр, не было. Тогда как во времена последнего многие зрители предпочитают не слышать хруст попкорна за спиной, а наслаждаться зрелищем дома с помщью мониторов любого размера и качества.
Так какой Бэтмен оказался сильнее?
Автор: andrew (по материалам Boxofficemojo)