Думаю, всем известно, как древние египтяне извлекали мозг во время мумификации? Если не всем, то наверняка большинству. Пересказывать подробно сам процесс, пожалуй, здесь не стоит – в любом случае его без труда можно нагуглить и самому – но не упомянуть его просто не возможно. Так к чему все это? Вкратце: мумифицируемый – это вы, добрый древний патологоанатом –
Кронненберг, ну а железный крючок или что там был за инструмент изъятия серого вещества из организма – это, собственно, и есть "
Космополис". В двух словах.
Автор "
Сканнеров", "
Мухи", "
Экзистенции" и прочих средств выноса разума через ушные отверстия, похоже, решил не просто себя самого переплюнуть на этом, без сомнения, веселом поприще, но и обскакать одного из своих главных конкурентов –
Дэвида Линча, чьи фильмы, как известно, развлечение (если их так вообще можно охарактеризовать) отнюдь не простое и далеко не для каждого.
Может быть, ему стало скучно после опыта "
Опасного метода" – удачного, но, тем не менее, слишком, по меркам Кронненберга, приближенного к общепринятым канонам. Но, скорее всего, старику просто захотелось в очередной раз повеселиться, и винить его за это, разумеется, нельзя. Даром, что веселье получилось… в общем, термин "специфический" и сотой доли всей картины отразить не в состоянии.
Прежде всего, нормы построения сюжета, структуры, диалогов и вообще всего, чего только можно было, были благополучно, всерьез и, в данном случае, навсегда посланы на все четыре к чертям собачьим. Нет, это пока что не означает, что "
Космополис" – экранизированный трип незакаленного фантаста, хотя нечто такое приходит на ум после первых пятнадцати минут. Просто у режиссера свое, особое видение изнанки роскошного лимузина, напичканного электроникой, комфортом, посетителями и прочими сравнительно юными миллиардерами.
И главным образом это видение выражается через разговоры последних двух категорий, коими сценарий, написанный Кронненбергом на основе одноименного романа Дона Делилло всего за шесть дней, набит под завязку и еще немного. Они – тот самый материал, из которого и созданы вышеупомянутые "железные крючки". И они абсолютно, капитально, прости Господи, ультимативно беспощадны – иначе и не скажешь.
Речь персонажей здесь – главная движущая сила одновременно фильма и зрителей, уходящих из зала в первые двадцать минут в отчаянных попытках сохранить остатки гипофиза и левого полушария для хоть какой-либо осмысленной работы в будущем. Сходу и просто так даже характерную особенность оной и назвать-то нелегко – определение растворяется в неясных воспоминаниях, которые воспринимаешь то ли как сон, то ли как несбывшуюся мечту о поездке в Амстердам.
Даже если, оправившись от первого удара, начать ее, речь, кое-как воспринимать, вдумываясь в слова героев и осознавая ими сказанное, то это совсем не гарантирует дальнейшего понимания ее смысла. И даже обсуждение вроде бы злободневных и доступных более-менее широким кругам населения тем, вроде пороков рыночной экономики или последствий технологической эволюции, не проникнет в ваше сознание просто так. Только и исключительно в сопровождении интонационных казусов (то ли "спасибо", то ли "нет" локализаторам), либо выносящих остатки мозжечка своей непосредственностью действий участников беседы, либо просто взбесившимися декорациями, а иногда и всеми сразу.
А когда в поток необузданной информации, извергаемой устами участников процесса, начинают в количествах разной степени неумеренности вклиниваться совсем уж небожительские словечки (то есть, даже суровее, чем вот сейчас) и различные аллюзии, то остается лишь тихонько вжиматься в кресло, моля любого Бога на выбор о силе духа и умственном здравии. В противном случае вы рискуете быть забанены содержимым вашей собственной черепной коробки как минимум до следующего творения маэстро.
И лишь иногда, в особо удачные моменты, удается из всей этой речевой лавины выхватить остатками ушной раковины отдельные, словно случайно вылетевшие из глотки персонажей реплики, которые не только дают хоть какие-то капли представления о предстоящих событиях, но и позволяют взглянуть на все происходящее с несколько иного ракурса – философского, если хотите.
В конце концов, кто сказал, что резвый как каток и легкий как сумоист речитатив – это плохо? Отнюдь. Это "специфично" до одури, это малопонятно большинству людей, это за гранью много, может даже здравого смысла. Но опыт-то интересный! Пусть и не совсем безопасный, особенно если учесть, что одним просмотром для хоть сколько-нибудь полного понимания происходящего на экране здесь все ни за что не обойдется.
В свете всего вышеописанного к актерской игре также бесполезно применять стандартные, классические критерии оценки – только Кронненберговские, другие просто не работают, или работают, но быстро ломаются и выходят из строя.
Поведение героев просто выжигает адским пламенем какую бы то ни было реалистичность, после чего, со спокойствием арктических льдов, воздвигает на ее дымящихся останках свой скромный храм безбожного кутежа. Поэтому говорить об игре тех или иных актеров сложно: половина из них не выражает практически никаких эмоций, вторая половина с троекратным усердием отыгрывает свои роли, а сам
Роберт Паттинсон то ли халтурит, то ли выступает с полной отдачей. Задумано ли было так, или это такая импровизация коллективная – Боги его разберут.
И все потому, что чувственная сторона картины суть пародия на нашу систему ценностей и взаимоотношений. Или ее зеркало. Или она сама, но своеобразно препарированная. Или интерпретированная. Или…
В общем, "или" у вас здесь может быть сколько душе угодно. Кронненберг заботится о своих зрителях, просто делает это немного по-своему. Вот вам, кстати, и демократия, также затрагиваемая в "
Космополисе", наверное, между похоронами суфийского рэпера и вторым сексом. Или первым. Или…
Словом, будьте осторожны – и это уже вполне серьезное предупреждение. Во-первых, идите на "Космополис" не отдыхать, а напрягать извилины. Во-вторых, будьте морально готовы к недовольному ропоту, неуместному и уместному хохоту, обязательному подразделению девочек, пришедших на Паттинсона поглазеть и бунту собственного организма. И, наконец, в-третьих, подготовьтесь и пересмотрите что-нибудь из репертуара, допустим, Гиллиама или того же Линча. Или тяжелую артиллерию в виде Триера или Гринуэя. Или другие фильмы Кронненберга. В общем, артхаусной разминкой не брезгуйте, а то "мы вас предупреждали".
Автор: Роман Волохов