Привязать лишь силой творчества зрителей к паре кубометров пространства и всего одному человеку на целых полтора часа – это, разумеется, достойно всяческой похвалы и говорит не только о бесконечных запасах энтузиазма и любви к работе, но и о возможно чуть меньших, но все равно немалых объемах таланта, если его так можно измерить. Но это было в шедевральном "
Погребенном заживо", который вывел
Райана Рейнольдса на новый уровень, а
Родриго Кортеса, с небольшой натяжкой, на мировой. В "Красных огнях", к сожалению, ничего такого нет.
После необычного предыдущего проекта Кортес, похоже, решил опробовать себя в рамках более классического формата – и прогадал. Судя по всему, от отсутствия опыта постановка этого фильма далась ему с явным трудом, не говоря уже о написании сценария, довольно противоречивого. В результате получилось что-то, больше похожее на полнометражный спецвыпуск ТВ-сериала, но никак не полноценный продукт для широкого проката.
Можно долго спорить о том, на что именно режиссер делал ставку – на собственный сценарий или же на актерский ансамбль, но то, что больше половины фильма держится именно на последнем – факт, неоспоримый и в чем-то даже печальный. Про
Роберта Де Ниро и
Сигурни Уивер (которые в картине почему-то так и не пересеклись), будем честны, расписывать здесь нечего – время их проверило лучше кого бы то ни было. Куда большего внимания, в данном случае, заслуживает центральная фигура всего сюжета,
Киллиан Мерфи, на которого сценаристы, кажется, взвалили все, что стащили с плеч остальных участников действия.
Но самое главное – он справился, и справился просто прекрасно, выступив с титанами голливуда достойно и на уровне, в очередной раз проявив свой талант с лучшей стороны и развернувшись на полную катушку даже здесь. Несмотря на всю слабость сценария, наполненного мутными и плохо очерченными образами, ему удалось, как и Де Ниро, выжать из своего персонажа максимум, тем самым сгладив нелицеприятные острые углы, выпирающие из под сюжетного полотна то тут, то там. Так что можно со всей уверенностью говорить о том, что кастинг, проведенный Кортесом, оказался удачен не только для вторых ролей, но и для роли первой.
Если бы еще сценарий был также хорош, как и его участники… Главная его проблема – никакое раскрытие действующих лиц. Кортес, увы, не из тех режиссеров, что несколькими штрихами способны оживить, а то и наделить характером персонажа с количеством реплик на весь фильм, не превышающим количество удачных сюжетных поворотов в "Красных огнях". Концентрируясь на событиях, он упускает из внимания самих творцов этих событий, что, даже в руках самых умелых лицедеев, лишает героев индивидуальности совсем, либо представляет их в очень тусклом свете, под стать освещению. И это не говоря уже о совсем заброшенных им персонажах – ученого от Тоби Джонса и вроде-как-подружки от Элизабет Олсон, да помощницы экстрасенса Джоэли Ричардсон.
Кстати об освещении: что оператор, что декораторы, что прочие, назовем их визуальщиками, потрудились воистину на славу: балансируя между недостатком и переизбытком теней, они смогли нащупать ту грань, на которой зиждется мрачность, не перетекающая в темноту. Другими словами, антураж в фильме на высоте, хмурой а иногда и зловещей, но не закрывающей собою все происходящее на экране, как это зачастую бывает в картинах подобного жанра, что закономерно добавляет ленте определенной атмосферности, даже, при всех прочих неприглядных составляющих, шарма.
Возвращаясь к сюжету, остается лишь добавить, что концовка в нем получилась с одной стороны переворачивающей все с ног на голову и даже эффектной, с другой – какой-то слишком уж простенькой, что ли, со все той же сюжетной точки зрения. Парадоксальной. Во всяком случае, не настолько оригинальной, насколько явно хотелось бы самому Кортесу. И предназначения ее – и зрителей второй раз в кино повести, и в шок их повергнуть, и заодно провести среди них своеобразный тест на прозорливость – попросту не срабатывают. В основном потому, что второй раз на "
Красные огни" идти не особо хочется, а подобное уже видали и даже читали не раз.
Однако все же стоит отдать при этом Кортесу должное (люди, дальше не читайте, вас предупредили): заявленная в самом фильме первооснова успеха любого фокуса – отвод глаз – у него у самого прекрасно удалась.
"Красным огням" очень повезло с актерским составом, и не очень – с режиссером, а точнее его стремлением реализовать сюжет, на который у него, увы, пока что просто не хватило опыта. Стоило бы сперва потренироваться еще на паре-тройке проектов вроде того же "Погребенного…", или чего другого из этого жанра, но чуть менее замысловатого. Так что, судя по всему, здесь все-таки не талант зарыт был, а трудолюбие. Которое, впрочем, позволяет надеяться на прогресс. Будем надеяться. А пока можно еще раз взглянуть на Рейнольдса.
Автор: Роман Волохов