Похоже, что бурный старт этой поначалу скромной франшизы, бывшей темной лошадки, ставшей для студии Blue Sky золотой жилой, подходит к концу. Не в коммерческом, разумеется, плане – притягательность некогда ярких образов все еще манит к экранам новых и новых детей и их родителей, так что отбивать бюджет знакомые всем герои будут еще долго. Другое дело, что творческий запал, поначалу сопровождавший создателей мультфильма, к четвертой части уже практически окончательно испарился. Дрейф идеи в противную от качества конечного продукта сторону уже идет полным ходом.
Бесстыдное использование самых заезженных штампов кино и копирование схем развития сюжета из собственного детища – второй части "Ледникового периода" – это, как выяснилось, еще полбеды. Разделение повествования на две неравные части как по отрезкам времени, так и по степени важности задействованных лиц; повторение одних и тех же мотивов и моделей поведения; другими словами, различный автоплагиат еще вполне терпим. В конце концов, к взглядам "с других ракурсов" нам не привыкать. Куда страшнее здесь дело обстоит с юмором, уровень которого упал даже по сравнению с предыдущими частями.
Теперь он находится где-то между детским садом и начальными классами средней школы с уклоном в первое. В отнюдь несмешных потугах пошутить, сценаристы заставили персонажей вытворять вещи до того примитивные, что смеяться над ними вряд ли смогут даже те, кто только подходят к порогу взрослой жизни. Глупые поступки и истинно детская наивность граничат с несвежим и в то же время неубедительным моральным посылом, из чего автоматически проистекает вторая проблема проекта:
Герои. Которые, со времен сильной первой части, не только не развиваются дальше, но даже и не стоят на месте. Они деградируют. Они страшно изменились, и в отличие от четко и качественно прорисованных образов, некогда радовавших зрителей всех возрастов в равной степени остроумием, непосредственностью и неоднозначностью, ныне являют собой ужасную пародию на самих себя "в молодости". Непоколебимый мамонт Мэнни окончательно превратился в хронического зануду, обалдуй Сид все больше отходит от мягкосердечности в сторону недоразвитости, и даже Диего, несмотря на все усилия и отдельные удачные реплики, уже далеко не тот, что был раньше.
Добавление же все большего числа второстепенных персонажей лишь мешает и без того хромающим на все возможные конечности остаткам драматургии, бессмысленно и безрезультатно отвлекая на себя внимание, которое явно не помешало бы увядающей троице.
Возвращаясь к юмору, стоит, конечно, отметить попытки авторов пошутить на "взрослые темы", касающиеся различных реалий современного мира. Но выглядят они, увы, настолько пресно и тускло, что почти умоляют потребовать деньги за билет обратно, либо, если вы чуть менее стеснительны, припомнить сценаристов нетривиальной лексикой, снабдив ее, для пущей убедительности, метким броском в экран чего-не-жалко.
И, разумеется, куда уж без белки, пожалуй, главного символа всей серии, которая, несомненно, для поклонников станет приятной отдушиной в пропахшей гарью шаблонности печи, а для всех остальных – неприятным, назойливым и уже начинающим раздражать напоминанием о творческой импотенции авторов. Что особенно проявляется в концовке, в не самой удачной форме напоминающей разом все похождения шизанутого грызуна.
В свете всего вышеописанного, на возросший уровень анимации, ее детализации и качества, внимание, конечно, обращаешь, но лишь первые секунд 125. Да и каким бы красивым ни было изображение, и какой бы качественно ни была стереоскопия, его сопровождающее, второсортный и отдающий капитально перезрелым душком сюжет он своей грудью прикрыть в принципе неспособен.
Подводя итог, повторюсь: сюжетные линии и юмор годятся разве что для ознакомления подрастающего поколения с самыми азами драматургии и комедии, даже не фундаментом, а почвой, на которой они стоят. В этом смысле, опять же, "
Ледниковый период 4: Континентальный дрейф"" проигрывает любому из своих предшественников. Создатели, похоже, занялись творческой рефлексией. А это уже верный признак того, что последние остатки креативного подхода оказались похоронены под тяжестью коммерции.
Конечно, со своей целевой аудиторией "Ледниковый период 4" работает просто прекрасно, полностью исполняя свои обязанности по воспитанию у подрастающего поколения как традиционных положительных качеств, так и первоначальных, скажем так, знаний сюжетных и технических приемов. Но подобная чрезмерная ориентированность на одну возрастную группу сыграла с ним закономерную, но от того не менее злую шутку, понятно какую. Так что чадо свое (либо какого другого маленького родственника) можете смело вести в храм кинематографа, но столь же смело можете, усадив его в зал одного, выйти и дождаться окончания сеанса в ближайшем кафе за чашечкой чего-вы-там-любите. Ну, разве что еще пересидите очаровательную короткометражку о Мэгги (да, которая из "Симпсонов"), хоть как-то оправдывающую поход в кино. А так – не много потеряете.
Автор: Роман Волохов