Энтузиазм – великая вещь, благодаря которой даже самые необычные и абсурдные задумки рано или поздно оживают. Тимо Вуоренсола – финский режиссер-любитель, сварганивший на коленке из двух комнат и пяти друзей микро-хит, в дальнейшем позволивший ему раздобыть, в общей сложности, 7.5 млн. евро на свою куда более грандиозную задумку – тому яркий пример. Шесть лет он и его команда упорно и неотвратимо приближались к своей цели, и вот, наконец, перед нами предстал результат их трудов: бывшая ожидаемой в определенных кругах независимая фантастическая комедия о ночном кошмаре всех лиц неарийской национальности – "
Железное небо".
Прежде всего, все те, кто вопили про то, что "мотоциклы по луне ездить не могут!" и "ну там же даже еду неоткуда брать" (были такие товарищи), ей Богу, лучше сразу пройдите мимо. Если вас поражает отсутствие реалистичности в фильме о нацистах на луне, то остается лишь посоветовать вам в очередной раз пересмотреть какую-нибудь документалку про Анненербе и не мешать остальным людям наслаждаться сильно странноватой, но все равно забавной фантастикой.
Теперь обращаюсь к "остальным".
Первое: для 7.5 миллионов не вечнозеленых, но интернациональных условных единиц визуальная часть оказалась очень приличной. В самом начале, правда, нарочитость компьютерной графики вызывает некоторые опасения. Связано это, судя по всему, с тем, что первые дней пять-десять съемок бюджет только начинали пропускать через творческие способности съемочной команды, и, вероятно, так боялись его перемолоть со скоростью бюрократического аппарата средних габаритов, что усиленно занимались самоограничением.
Но, к счастью, быстро одумались. А уж под конец, очевидно, разом обрадовали пленку всеми оставшимися после подготовки к поздравительному банкету средствами: космические баталии даже способны дать фору отдельным (пусть далеко не самым внушительным) представителям голливудской кинематографической машины. Постарались, в общем, на славу.
Второе: в противовес обертке, ее содержимое представляет собою ассорти из местами неудобоваримых, а местами и вовсе давно переваренных ингредиентов. Касается это в первую очередь юмора, который условно можно поделить на две ветви: пародийный с вкраплениями различных отсылок (для гурманов и наблюдательных) и политический (думаю, поняли для кого).
Первый заключен в приятных мелочах, вроде наименований цепеллинов/убервундервафли или отдельных сцен и образов, отсылающих нас и к "Доктору Стрейнджлаву", и к любимому режиссером "Стартреку", и даже к немецкому "Бункеру" (Der Untergang который, особо ретивые интернет-пользователи и киноманы его здесь сразу узнают). Все это, как и прочие летающие ботинки (разом обыгравшие сразу две современных реалии) или поистине всемогущая яблопродукция, конечно, очень мило и приятно сердцу, давит слезу умиления и прочими способами приятно удивляет, но и будущему президенту США (дружно вспоминаем экс-губернатора Аляски) понятно, что фильм такие мелочи, даже будь они в количестве равном цифре бюджета проекта, вытянуть неспособны.
Поэтому сценаристы сделали ставку на политический сарказм. И прогадали. Даже самые удачные шутки из этой области (Ким Чон Ын и все космические державы разом будут в восторге) эксплуатируют разной степени несвежести анекдоты и стереотипные хохмы на эту тему, неизвестные разве что жителями племени бугименов из Занзибара, да самим лунным фрицам.
Все вышеперечисленное вылилось в то, что "Железное небо", стремясь к злободневной сатире, еще на полпути растрачивает свой потенциал на цирково-дурдомное заезженное, простите, петросянство. Авторы стремились к оригинальности содержания, продолжающего оригинальность задумки, а получились положенные на штампы штампы, которые высмеивают штампы. Это же, в свою очередь, отразилось и на носителей сего невзрачного юмора.
Актеры, под стать персонажам, колоритные, в особенности широко известный в узких кругах Удо Кир, которого, впрочем, преступно мало. Но беда в том, что их заставили играть утрированно, под стать действию, но переборщили, в результате чего большинство из них закономерно переигрывает. Или вполне справляется со своей ролью, если представить, что все происходящее на экране, в лучших традициях Зака Снайдера, является ничем иным, как коллективной галлюцинацией лоботомированных пациентов известного заведения №1 имени Н.А.Алексеева (ранее П.П.Кащенко). Так что даже яркая внешность практически всех задействованных лиц не спасает ситуацию.
Но чем больше всего удивляет "Железное небо", так это своей концовкой, рвущей старательно и на протяжении всего фильма вышиваемый сценаристами шаблон. С одной стороны, особенного ничего в ней вроде бы и нет – не первый и не последний фильм, в котором все именно так и заканчивается, но с другой…
Во-первых, она резко контрастирует со всей остальной лентой. Шаловливое безумие в одно мгновение обнажается, дабы представить нам, пожалуй, в чем-то даже чрезмерную для такой ленты серьезность и чуть ли не реалистичность (хотя последнее – тема для отдельных дебатов).
И во-вторых (люди, считающие себя проницательными, должны были остановиться еще на "Во-первых"), это грустно. А еще, вкупе с очень интересными параллелями, изредка проводимыми авторами между США и Третьим-Четвертым Рейхами, заставляет лишний раз подумать и о политике, и о войне, которая, как было метко и бессмертно подмечено в одной небезызвестной игре "Никогда не меняется".
Ох да, в дополнение к вышесказанному, советую досидеть до конца титров. Там Вуоренсола по этому поводу запрятал еще одну полушутливую деталь.
Напоследок стоит также отметить две вещи. Первая: истории становления лунацистов, их оккупации нашего спутника и последующей деятельности на благо очередного Рейха и во имя очередной же попытки навести на матушке-Земле новый Орднунг здесь даже вкратце нет. Вас лишь сразу с головой окунают в свастикообразную крепость, ставя перед фактом: а Власти не то что скрывали, а даже и не знали. Хорошо это или нет – судите сами, это уж на любителя.
Второе: музыкальное сопровождение, записанное словенской (индастриал-)группой Laibach оказалось довольно впечатляющим. Как фоном идущие композиции, так и воспевающие красоту и эпичность момента звуки "…небу" идут лишь на пользу. И хоть по-звериному мощной и пафосной композиции B Mashina (которая несомненно понравится всем будущим Гитлерам и Диктаторам, как, например, автору этих строк) в самой картине нет, зато есть очаровательная как титры и под стать финалу печальная песня Under the Iron Sky (сиречь заглавная).
Однако все-таки давайте включим режим мягкосердечности и примем во внимание тот факт, что труд этот во многом дилетантский, не совсем коммерческий и вообще для своего уровня неплохой. Другими словами, можете смело делить всю вышеописанную критику на два, ибо в конечном итоге "Железное небо" фильм таки забавный и по-хорошему чудаковатый, да и ради одного ознакомления с возможностями одержимого идеей амбициозного человека на него стоит сходить. В конце концов, подобные проекты далеко не каждый день пробиваются в мировой прокат.
Автор: Роман Волохов