Мэшап – жанр полутора писателей представляющий собой привнесение в классику или историю современного сверхъестественного трэша – хоть и молод, но, будем откровенны, малоперспективен. Причина проста и вам наверняка понятна: он не только до чертей своеобразен, а еще и рассчитан строго на редкого любителя. Но, как видно, даже из 16-ого президента США, купирующего вампирам головы направо, налево и в другие стороны, голливудские продюсеры – в частности неподражаемый
Тим Бертон – готовы, рискнув, сделать летний блокбастер. В чем им с радостью и энтузиазмом берется помочь уже наш, один из немногих пробившихся в Голливуд, соотечественник.
К Бекмамбетову мы можем относится по-разному: с иронией, с почтением, с уважением, с улыбкой, с недовольством; но не относится к нему никак совсем могут разве что люди очень далекие от кино. Как бы там ни было, нравится вам это или нет, но отныне он тратит свои режиссерские способности за океаном, снова с Бертоном, экранизируя многогранное и многослойное произведение Сета Грэма-Смита, автора такого специфического шедевра, как "Гордость и предубеждение и зомби".
Первое, что бросается в глаза – уже ставшее типичным для
Бекмамбетова слепое подражание Голливуду и его, скажем так, кинематографической школе. Касается это всего – и технического плана, и сценария, и персонажей. Пожалуй, на его примерах, как на самых ярких, можно смело и наглядно демонстрировать перспективным постановщикам по обе стороны Атлантики что бывает, когда начинаешь бездумно использовать ставшие уже классическими шаблоны, и как их следовало бы правильно использовать.
(Удивительно, кстати, что здесь нет ни пули (однако есть хлыст), ни Хабенского. Хотя по логике…)
И речь здесь даже не об изрядно надоевших рапидах, кои режиссер в немереных количествах запихивает в каждую схватку, так что терпеть их приходится каждый второй удар, а то и кадр, что навевает мысли о заедающей кнопке паузы. Дело здесь в другом: в диалогах, которые, при помощи опыта, памяти и планшетника без проблем можно за два похода в кабинет вечных дум на три сценария настрочить; в сюжетных поворотах, глядя на которые всерьез начинаешь задумываться о карьере Нострадамуса; наконец, в самих персонажах, на которых следует остановиться поподробнее.
Главная проблема с героями, которая на фоне всего прочего превращается в преимущество, заключается в том, что роль всех без исключения второ- и третьестепенных персонажей заключается лишь в одном – оттенять образ главного героя. Они все как големы, только вместо глины – замшелые стереотипы, научившиеся разговаривать и кое-как мыслить. Проходные настолько, насколько это вообще возможно.
Из-за всего этого смотреть остается разве что на самого "Честного Эйба", роль которого в неслабой конкуренции отбил на свою голову широко известный в узких (бродвейских) кругах
Бенджамин Уокер. Он же и оборачивает сложившуюся печальную ситуацию картине на пользу благодаря собственному выступлению, безусловно украсившему виновника торжества.
Нельзя сказать, что ради него одного стоит идти на фильм – даже громкого имени и яркого образа не всегда бывает для этого достаточно, как известно. Но что авторы "Линкольна…" от его приглашения на главную роль только выиграли отрицать сложно. Бедняга выжимает из своего положения все, что только может, в то время как все прочие актеры, наблюдая такой расклад, судя по всему, и не пытаются уж напрягаться. Так что чаша весов окончательно склоняется в сторону одного из известнейших американцев.
Возвращаясь к фильму в целом, пожалуй, самое забавное в нем то, как его преподносят на протяжении всего хронометража. От сквозившей в литературном оригинале растянувшейся на сотни страниц шутки не осталось и следа – все стало настолько напыщенно-серьезным, что даже как бред уже не воспринимается. Скорее, как фарс. И все это еще сильнее усугубляется все теми же шаблонами, несть им числа.
И все же самое печальное здесь даже не пенопластовая картонность всего происходящего, отнюдь. Скорбь приходит с воспоминаниями об "Особо опасном", глядя на который верилось, что Бекмамбетов растет, что Голливуд на него действительно плодотворно влияет, и что скоро он сам станет своеобразным гуру, реаниматором недобитых остатков российского кинематографа с последующим их переходом в мир не иной, но лучший. Короче говоря, что скоро он нас вытащит на Заокраинный Запад. Но грянул "Охотник на вампиров" и столпы надежды если не рухнули, то подкосились основательно.
Даже несмотря на неплохие в общем-то спецэффекты, на приятное выступление Уокера и на редкие интересные находки вроде анимированных воспоминаний Самого Главного или участия вампиров в Гражданской войне, "
Президент Линкольн: Охотник на вампиров" суть растянутый не хуже последствий ускоренной киносъемки трейлер. Насыщенный событиями так же, как и шаблонами и практически лишающий надежд на творческое развитие нашего бойкого соотечественника полуторачасовой клип. Неплохой такой фильм – для категории B. И даже не получится свалить вину на Бертона – влияние его здесь даже в вампирах и мрачной мистичности прослеживается слабо.
В общем, на Бекмамбетова мы-то еще посмотрим, а вот мэшапу уже можно потихоньку рыть могилу – голову ему уже почти отрубили.
Автор: Роман Волохов