Так уж получилось, что в этом году на наш суд голливудскими продюсерами представлены аж две различные и по-своему необычные экранизации знаменитой сказки братьев Гримм. Первую – Синховскую сказочную сказку в индийской обработке – нам уже посчастливилось узреть и даже посчастливилось выжить после этого, видимо, чтобы дотянуть до второй версии, хотя сравнивать их и нет смысла. Что ж, теперь вот настал и ее черед. Встречайте-с: "Белоснежка и охотник".
Что нам обещала рекламная кампания? Продолжение взятого еще недавней "Красной шапочкой" курса на мрачное воплощение детской сказки. Никаких радужных палитр, беззаботных принцесс и насквозь благородных принцев – наоборот, мир неприветливый и относительно реалистичный, циничный и даже грубый, и с моральной точки зрения вроде бы совершенно непривлекательный, да еще и при всем при этом с налетом эпичности и масштабности. Интересно, в общем.
Что же мы получили в итоге? Мрачное воплощение детской сказки, без пляшущих цветов радуги, наивных принцесс и до безрассудства прямолинейных принцев – но лишь с визуальной точки зрения. Сам же мир оказался совершенно… никаким. Даже не бездумно-пафосным, а, скорее, бестолковым.
Здесь стоит обратить внимание на съемочную команду: не совсем понятно, куда смотрели продюсеры Universal, доверяя кресло режиссера столь крупнобюджетного проекта дебютанту (!), попутно пропихивая на места сценаристов людей, которые еще лет 10 будут неспособны похвастаться внушительным опытом. В результате получилась красивая и завораживающая пустышка, смотреть которую многократно сможет разве что самый ярый поклонник того или иного принимающего в ней участие актера.
Итак, прежде всего, как уже было сказано, команде художников, гримеров, декораторов и прочих творцов вымышленных миров под началом Руперта Сандерса удалось выжать из технического потенциала "Белоснежки и охотника" все до последней капли, но лишь в своей возрастной категории. Беднягам явно было тесно в обозначенных боссами рамках: ни тебе усеянной трупами от горизонта и до горизонта земли, ни натуралистичности на грани "Хостела", ни откровенности на уровне хотя бы какого-нибудь сериала вроде "Спартака" (то есть, грудь Шарлиз мы так и не увидим, увы).
Словом, творцам антуража не дали где развернуться. И остается не понятно, на кого именно рассчитан в конечном итоге фильм: на взрослую аудиторию, которой старую сказку пожестче подавай, и для которой конечный результат удивительно бескровен; или же на подростков, для которых это все равно не более чем "крутая сказка", стараниями сценаристов еще и скучноватая, и вообще "нам тоже давайте сиськи и черепа!".
И все это не говоря уже о поразительно-скромных баталиях для фильма с такими материальными ресурсами. Баталии те сняты, по большей части, зрелищно, эффектно и интересно, но их преступно мало! Иной раз кажется, что создатели замахивались чуть ли не на "Властелин колец", но всякий раз останавливались на полпути, превращая многообещающую осаду или столкновение в стрелку "на районе", стенка на стенку. Несомненно, более реалистично и "средневеково", но мы ведь на сказку, даже самую суровую, ходим внезапно за сказочностью и вытекающей из нее преувеличенностью.
Но главным недостатком – фатальным – является совершенная, как уж было сказано, бестолковость сценария фильма. В первую очередь это шаблонные, пустые диалоги, практически лишенные какого бы то ни было юмора, из которых общение в фильме состоит чуть менее чем полностью. Это убивает. Когда в очередной раз слышишь и без того набившее оскомину пафосное выражение из серии "пойду, потому что особенная", "победит, потому что *двухминутные рассуждения о свете и тьме и их противостоянии*" и вообще "мы должны, потому что палисадник", появляется стойкое желание уснуть, дабы уже во сне насладиться не в пример более осмысленными и интересными диалогами.
И ведь это еще полбеды. Опуская логические дыры (немного их, но есть, и на пользу картине они, разумеется, не идут), нельзя не заметить, что в фильме просто масса сцен совершенно бесполезных с точки зрения как развития сюжета, так и развития персонажей. Но что убивает в данной ситуации больше всего, так это то, что сцены эти подаются с такой напыщенной важностью, будто каждая из них поворачивает сюжет в новое русло, придавая ему новый смысл, меняя его суть и вообще создавая фундамент для заключительного противостояния. Стоит ли после всего этого удивляться тому, что эпичность "эпического финала" оказывается далеко не настолько эпичной, насколько, видимо, задумывали сценаристы? Уж точно не под стать уже упоминавшемуся бюджету. Словом, можно было бы полчаса из фильма вырезать спокойно, без какой-либо серьезной (да вообще хоть какой-либо) угрозы сюжету.
Наконец, с самими персонажами творится немыслимая каша. Первые полфильма вообще неясно, кто именно главный герой – Белоснежка, Охотник или Равенна? Сценаристы умудрились каждому из них уделить немал экранного времени, при этом не сосредоточившись толком на ком-либо одном. С появлением гномов все, казалось бы, лишь усугубляется, но потом, к счастью, наступает долгожданное прояснение, и все это время бродившая вокруг да около юная причина всех бед и, по совместительству, единственная надежда на будущее занимает положенное центральное место в сюжете. Что ж, и на том спасибо.
Что же касается Кристен Стюарт, эту Белоснежку сыгравшей…
"Она отлично справилась с ролью ходячей сосны. Эмоций ровно столько, сколько у престарелого дуба, да и как мебель она тоже ничего. В общем, прекрасно играет, главное – не спутать ее с окружающим лесом…"
И прочее в том же духе. Да, каюсь, после трейлеров, знакомства с ее предыдущими работами и первых пятнадцати минут фильма у автора сих строк закрадывались в голову определенные сомнения относительно целесообразности ее участия в этом проекте. Но случилось чудо покруче возвращения с того света – неожиданно для всех Стюарт начала играть. Причем не роль прекрасного ясеня в королевском дворе, а Белоснежки. И делать это на удивление хорошо: если в середине фильма ее существование как-то мягко, но заметно отодвигали на второй план, на место спасающего всех в конце волшебного артефакта, то ближе к концу она начала проявлять талант, дремавший в ней как минимум четыре сумеречных фильма подряд. Она даже рот стала чаще закрывать. В общем, не думал, что когда-либо это скажу, но хорошо, что ее пригласили в этот фильм – в образ той, которая "всех на свете румяней и белей" она вписалась на удивление хорошо.
И сколь неожиданным стало выступление Стюарт, столь же неприятно удивила игра Шарлиз Терон. Актриса с многолетним стажем, она откровенно переигрывала – то ли от скуки, то ли чтобы хоть как-то развеселить зрителя, ибо юмора в фильме, как уже было сказано, катастрофически не хватает. Результат на лицо – примерно к середине фильма Равенна просто перестает вызывать к себе хоть какой-либо интерес, и даже интересные флэшбеки вкупе с ее братом-близнецом оказываются неспособны этот интерес поднять до уровня, заданного ею же в самом начале.
Что же касается Криса Хемсворта, то его просто жаль. Садюги-сценаристы превратили его героя в Геракла-неудачника, который только и делает, что жалеет и ненавидит себя, в результате чего его героя так и хочется зарубить его же топором, чтоб не мучился. И что бы Хемсворт из него не выжимал, результат остается одним и тем же – здоровенный детина-воин-храбрец оказывается патологическим недопринцем-недоразбойником, так что даже сюжетную линию свою полноценно закончить оказывается неспособен.
Из прочих остается лишь выделить гномов, которых сценаристы вместе – возвысили, а по отдельности просто уничтожили. Группа сих благодушных воришек, некогда бывших гордым народом просто шикарна. Привносит в фильм редкие крохи шуток, выглядит одновременно комично и грозно, а самое главное – колоритно. Но коллектив подавляет индивида: в данном случае ни Йен МакШейн, ни Боб Хоскинс, ни Тоби Джонс – самые яркие и именитые представители коренастых – не проявляют себя и в полсилы. И это чертовски обидно, учитывая их-то потенциал.
В конечном итоге, "Белоснежка и охотник" способна похвастаться просто роскошным визуальным рядом, который, к тому же, сопровождается еще более роскошным саундтреком от Джеймса Ховарда и… больше ничем. Многообещающая история о по-настоящему злой королеве в по-настоящему мрачном мире обернулась набором сцен, иной раз друг с другом связанных лишь условно, ибо чуть ли не половина из них из общей картины выпадают. А "потерянные" персонажи лишь усугубляют и без того шаткое положение хлипкого сценария. Идти в кино имеет смысл разве что ради того, чтобы полюбоваться на сдобренное мистикой средневековье во всей его красе, да на уникальный в природе случай более-менее приличной игры Кристен Стюарт. Последнее, по крайней мере, действительно отдает самой настоящей магией.
Автор: Роман Волохов