Орен Пели, человек, в свое время подаривший нам взорвавшую мокъюментари франшизу "
Паранормальное явление", добрался до Чернобыля. И, судя по всему, на этот раз ставка была сделана – что для фильмов подобного жанра вообще нехарактерно – не на разнообразие способов запугивания сидящих в зале тихих экстремалов, а на место действия и сопутствующий ему антураж. Опуская определенные вопросы этического характера, можно лишь сказать, что эксперимент, пусть и не многообещающий, но вполне себе интересный, прошел как бы не совсем удачно…
Он провалился.
Фильм "Чернобыльские дневники", в приступе очередного творческого подъема нареченный нашими локализаторами "
Запретная зона", повествует, как это ни странно, о поездке интернациональной группы молодых энтузиастов в печально известную Припять за новыми, свежими и лучезарными ощущениями. А еще о неведомом страшном чуде, которое скрывает в себе Мертвый город – и не только он, как выясняется в дальнейшем.
Прежде всего, следует заметить, что это, собственно, и не дневники толком (да, грешу я на наших переводчиков – пусть это будет авансом). Пели не стал в очередной раз эксплуатировать псевдодокументалистику, предпочтя ей почти обычный формат. "Почти" постольку, поскольку Мортен Себорг, непокорный оператор, делает все, что в его силах, ради создания максимально возможного эффекта присутствия: периодически встряхивает камеру, делает вставки с видеозаписью самих героев, неусыпно следует за ними чуть ли не в адову бездну, освещая (фигурально выражаясь) их суровую поездку. Словом, камера есть, а рук, ее держащих – по сюжету – нет.
Увы, подобный подход в данном случае приводит к прямо противоположному результату – вместо очередной, но более-менее натуральной истории о найденных/рассекреченных видеоматериалах получается обыкновенный Фильм ужасов, что, в свою очередь, разом убивает добрую половину самих ужасов, ибо мысль о постановочности проникает в разум еще глубже. Неудачный, в общем, ход.
Что до хоррора, то в этом плане с сеанса можно смело уходить на середине.
Начало, несмотря на штампованную завязку, все же интригует – в силу, как уже было сказано выше, места действия. Голые деревья, заброшенные и обветшалые серые многоэтажки, грузом своих каменных плит давящие на психику на "раз-два"; безлюдность и местами не нарушаемая звуками блеклого и совершенно непримечательного звукового сопровождения тишина. И группа – не такая уж и маленькая – людей, чей возрастающий страх за руку ведет за собой страх посетителей кинотеатра к новым вершинам. А главное – все это под светом чередующихся между собой солнца и луны, что, фактически, создает на экране два разных города, каждый из которых пугает по-своему.
Так что, насмотревшись на местные зловещие красоты, невольно начинаешь ждать чего-либо необычного. К примеру, почему бы всему самому интересному не происходить днем? Это бы как минимум ошарашило в силу своей неожиданности и может если не новизны, то уж точно не заезженности. Или кажется, почему бы героям все оставшееся время не провести запертыми в машине, пытаясь выжить, дозвавшись до помощи. Да просто бы завязали все действие на этом тесном, закрытом пространстве, с редкими вылазками в пустынный, необъятный город – эффект мог бы быть поистине потрясающий, особенно при должном подходе.
Но. Достойная Премии Дарвина логика героев – практически всех – рушит все эти и им подобные начинания на корню, на давая даже прорасти толком. Начинаются столь же героические, сколь и суицидальные прогулки во тьму ночную, шатания по живому в своей "мертвости" городу, веселые побегушки с разнообразными тварями на перегонки, игры в "Догони меня клыкастый" и "Пошли, посмотрим что его убило" и прочие чудовищно алогичные вещи, глядя на которые, сколь бы мягкосердечным ни был, ни капли не жалеешь, что подобные индивидуумы добровольно очистили от себя генофонд человечества.
Что по-настоящему страшно в этом фильме, так это то, как продолжаешь его смотреть – по инерции. На волне интереса, вызванного завязкой, до самого конца слабо надеясь, что Пели выкинет финт и перевернет все с ног на голову. Либо просто устроит душераздирающую вакханалию, заставив от творящегося на экране безумия вжиматься в кресло – как это было, например, в том же "
Паранормальном явлении 3". Но все проходит в рамках жанра – ни шагу ни влево, ни вправо. И даже незваные на этот праздник жизни финальные "гости" оказываются такими же предсказуемыми, как и все остальное, и впечатляют примерно в той же никакой степени.
В новом, нарочито малобюджетном творении Пели, в котором даже исполняющие главные роли актеры кажутся рядовыми расходными статистами, кроме антуража толком ничего больше и нет. Два с половиной жутких момента не тянут на ужасы, предсказуемая "загадка" Чернобыля не катит в качестве движущей сюжет силы, а персонажи способны привить разве что любовь к арифметике – скучающим зрителям попросту ничего другого, кроме как считать трупы и вычислять шансы оставшихся на выживание, не остается. Вот и получается, что только на Зону отчуждения там и стоит смотреть – хотя стоит ли, если туда и самому съездить можно? И не бойтесь, монстров там нет – разве что кто-нибудь из них, не дай Боже, сиквел вернется снимать.
(Уж лучше бы и вправду экранизировали S.T.A.L.K.E.R. Там хоть сюжет в разы поинтереснее, да и нечисти побольше).
Автор: Роман Волохов