У школы святого Николая есть две главы: святой отец Флинн и сестра Алоизия, директор образовательного учреждения. Он выделяет лучших учеников и дает им возможность стать своими помощниками на службах. К ней же отправляют местных «мятежников» для вправления им мозгов и водворения душевного мира. Когда в школе появляется первый чернокожий ученик, Дональд Миллер, сферы влияния двух людей пересекаются.
Сестра Алоизия начинает видеть в священнике не только покровителя новичка. Она уверена, что отношения между ребенком и мужчиной не так невинны, как о них говорит отец Флинн. И пока что ее подозрения основываются лишь на одном факте: святой отец прочел проповедь о сомнении. Он не мог выбрать тему безосновательно.
Джон Патрик Шенли переносит свою пьесу на экран, сохраняя камерность сценической постановки. Он акцентирует внимание на панорамах, оставляя актерам возможность раскрыться и перекладывая на их плечи вопрос об успешности проекта. Это хорошая идея, но она имела куда более удачное воплощение на театральной сцене. Для раскрытия же ее на экране не хватает нескольких слоев: возможно, чуть более эмоциональной музыки или же более напряженной монтажной связки.
Внимательное отношение к внутренней организации кадров создает сложный предметный мир. И нередко это встает боком для персонажей: куда чаще появляется возможность изучить расстановку рабочего стола или даже степень потертости лестничных перил, нежели самого героя. Героя, которого камера любит показывать со спины или же издалека. Патрик Шинли достаточно равнодушен к своим героям, потому они похожи на выброшенных на улицу детей: они либо выкарабкиваются из серости, либо сливаются с безжизненным фоном.
К счастью опыта у актеров предостаточно и им под силу эта «ноша».
Черный капор, скрывающее фигуру монашеское платье, и полное отсутствие макияжа у Мэрил Стрип и Эми Адамс (сестра Джеймс) приятно акцентируют внимание на их персональных особенностях. Бывшая «Зачарованная» принцесса, Адамс, опускает глаза и смотрит на Стрип с вызовом полным испуга и смирения. Она первая обратила внимание на странное поведение Дональда, у нее зародились подозрения, и она поделилась ими с сестрой Алоизией.
Но это не должно лечь в основу скандала, история выдержана чинно-благородно. Подумали, провели свое маленькое расследование – и можно разойтись обратно по своим углам.
Максимальный накал каждый раз выражается в бытовом взрыве лампочки или в шумно-уместном громе. В то время как актеры, лишенные возможности добавить в свои движения динамичности, остаются пленниками обстановки и усиленно играют лицом.
Мэрил Стрип не привыкать к ролям женщин, сухих снаружи, тающих внутри. Ее дуэт с отцом Флинном ( Филипп Сеймур Хоффман) – это тот удачный контраст, который оживляет всю историю. При этом не играет особой важности окончательная правота Алоизии или же отца Флинна, интересно то, как от диалога к диалогу симпатия переходит от Стрип к Хоффману и обратно.
Мэрил Стрип, Эми Адамс, Филипп Сеймур Хоффман и Виола Дэвис – основной состав героев, и каждый из них с номинацией на Оскар. Пулитцеровская премия за одноименную пьесу. Казалось бы, это идеальное соотношения качества и гарант признания. Но этой истории требуется молчаливое уединения зрителя, к которому довольно сложно прийти. Если интерес к героям не зародится с самого начала, то, скорее всего, смысл досматривать фильм будет почти утерян.