Вот и Карен Шахназаров добрался до тематики Великой Отечественной войны, да еще и в канун 9 мая. Что, в общем-то, довольно странно, учитывая его, режиссера, стиль и манеру постановки, бесспорно своеобразные. А если вспомнить его последнюю картину – неудачную экранизацию Чехова "Палата №6" – то странно вдвойне от столь резкого, на первый взгляд, перехода. Тем не менее, все оказалось куда более просто, чем поначалу казалось: потенциально масштабная и традиционно богатая на события тема в руках Шахназарова превратилась в…собственно, сразу даже и не скажешь, во что именно она превратилась. Вопрос лишь в том, хорошо это или плохо.
Поначалу это необычно. Нет обыкновенного для фильмов про войну прославления героизма и ветеранов, нет ярко выраженного патриотизма, нет развернутых боевых действий, да и с персонажами тоже непросто: их истории, и даже отчасти характеры выкручены до минимума, что рано или поздно наводит на мысли об образах, символизме и прочих отдающих философией материях.
Чему, в свою очередь, успешно и с энтузиазмом поддакивают Шахназаров с прочими сценаристами, как, судя по всему, и задумывал автор первоисточника (Илья Бояшов в своем "Танкисте"). Особенно это становится заметно ближе к концу фильма, начиная с эпизода – не думаю, что это спойлер – подписания представителями Германии акта о капитуляции, являющегося, пожалуй, самым странным и тяжелым для понимания (если не бессмысленным – а именно к этому все и ведет) моментом фильма. Право, зачем было растягивать разрываемую редкими голосами и бумажной волокитой щемящую тишину на не один десяток минут? Причем делать это в самом конце, незнамо зачем и с какой целью, ибо на идею фильма это ну никак не влияет.
Что же касается концепции порождений войны и ее неизбежности, то это,в свою очередь, тянет на многотомные/-серийные/-вековые рассуждения и споры, но уж никак не на два часа высказанной в ультимативной форме теории, которая, чего греха таить, больше похожа на тезис. В связи с этим "Белый тигр" утрачивает свою смысловую нагрузку – слишком велика она оказывается для этого фильма, так что картине не остается ничего другого, кроме как подкупать своей формой. Что она с успехом и делает.
Очевидно, желая преподнести и книжные, и собственные далеко не поверхностные думы в как можно более солидной оболочке, Шахназаров завернул историю о противостоянии благополучно "пережившего" 90-процентный ожог кожи (!) танкиста и загадочного немецкого убер-танка в откровенно медитативную, если так можно сказать, оболочку. И это не считая мистики, пронизывающей фильм насквозь, вдоль, поперек и всеми прочими мыслимыми и немыслимыми способами, составляя, таким образом, его каркас.
При всей массовке, бронетехнике, пейзажах и количестве мест действия фильм стремится к камерности. Все прочие – не то, что массовка, даже второстепенные герои – так и норовят отойти чуть ли не на третий план, освобождая лишнее место для Верткова (уже, кстати, работавшего с Шахназаровым в вышеупомянутой "Палате…", притом также исполняя роль главного героя), Кищенко и непобедимого многотонного воплощения немецких духа и военной машины. Результатом этого становится предельная концентрация всей ленты на дуэлянтах и их секунданте. И, надо сказать, это противостояние – с визуальной точки зрения – несомненно, удалось, причем благодаря как отличной актерской игре, так и неожиданно захватывающим танковым поединкам.
Касается все это, прежде всего, Алексея Верткова, поднявшего своей мимикой, своими жестами, манерой речи – иными словами, своим благостным лицедейством – образ потерявшего память танкиста-экстрасенса на должный уровень. Пожалуй, даже на Слишком должный, если оценивать фильм в целом. Благодаря ему (и оттеняющим его персонажа Вахову и Дорджиеву) диалоги и даже периодическое затяжное молчание органично сочетаются с напряженными сражениями. А Виталий Кищенко прекраснейшим образом воплотил на экране вроде бы обычного, но в его "руках", даже не смотря на сценаристов, приобретающего определенную индивидуальность майора, которому то ли повезло, то ли нет, столкнуться с необъяснимыми загадками лицом к лицу.
Можно лишь гадать, зачем Шахназарову понадобилось в откровенно созерцательный, на грани артхауса фильм вдалбливать спорные, но четко определенные мысли поглубже – надеемся, это были сделано лишь ради сохранения канона первоисточника. Но даже в таком случае никак нельзя оправдать провалившийся под конец сценарий, обрушивший вместе с собой выстроенную самим же режиссером эстетическую конструкцию. А кроме всего этого, странно еще и то, что этот фильм пустили в широкий прокат, позиционируя его при этом как очередную если не эпопею, то такую немаленькую зарисовку на столь значительную и, как я надеюсь, близкую людям тему. В то время как ни потрясающая работа оператора, ни тем более Вагнер в качестве музыкального сопровождения не предоставляют – да и не ставят себе такой цели вовсе – предполагаемый масштаб, а лишь обеспечивают должное техническое исполнение немногочисленным бурным изыскам.
Словом, "Белый тигр" – фильм на редкого любителя. Если вы любите не просто смотреть на безмолвные и – с поправкой на мистику – выполненные довольно реалистично бои, а еще и ощущать себя одним из их участников, переживая вместе с героями не только секунды яростных схваток, но и долгие минуты, а то и часы тягостного ожидания – идите на здоровье. В противном случае… в общем, оставляю это на ваше усмотрение. И не забудьте, что после "их последней встречи" можно смело покидать зал, ибо далее на экране ничего путного уже не будет происходить.
Автор: Роман Волохов