В мире существует не так уж много людей, почти каждое слово или действие которых воспринимается как прямой приказ и приводит в движение огромные массы людей и капиталов. Нет, речь не идет о президентах ядерных держав, ибо их влияние на реальность куда скромнее и куда скоротечнее. В индустрии высоких технологий таким человеком был Стив Джобс, в индустрии развлечений - Джеймс Кэмерон и Питер Джексон. Первый уже переставил киноиндустрию на рельсы стереоскопии, второй готовится изменить один из ее ключевых стандартов. Вопрос только в том, сможет ли она угнаться за пламенными революционерами.
Предвидя неизбежные протесты со стороны дежурных хулителей, сразу уточню: да, ничего революционного, как в стереоскопии, так в съемке с повышенной частотой кадров нет. Подобные эксперименты с разной степенью успешности проводились еще на заре кинематографа. Однако только сейчас их удалось вывести за рамки забавных аттракционов и придать им статус локомотивов всей индустрии.
Достаточно вспомнить, что премьера того же "Аватара" переносилась несколько раз. В основном не потому, что Джеймсу Кэмерону требовалось дополнительное время на доведения проекта до ума, а как раз из-за неготовности мирового кинопроката к новым правилам игры. Теперь же присутствие стереоскопических фильмов всех мастей на экранах является абсолютно привычным делом, а уж фантастические блокбастеры без 3D-версий и вовсе выглядят анахронизмом.
Нечто подобное должно произойти и со стандартом частоты кадров. Он окончательно утвердился с момента появления звукового кино, так как скорость в 16 кадров в секунду, применявшаяся в немом кинематографе, уже не могла обеспечить надлежащего качества оптической фонограммы. С тех пор неоднократно предпринимались попытки преодолеть 24-х кадровый барьер, но мировой стандарт оставался непоколебим.
И вот теперь впервые ситуация может измениться. Как раз именно потому, что инициаторами перемен стали Джеймс Кэмерон и Питер Джексон. И если первый в этом случае пока выступает лишь как теоретик, то второму предстоит почти библейская миссия: выпустить "голубя", который должен проверить готовность индустрии к этому "новому завету".
24 апреля 2012 года на выставке CinemaCon в Лас-Вегасе будет продемонстрирован 10-минутный отрывок из фильма "Хоббит: Неожиданное путешествие" снятый с частотой 48 кадров в секунду. Зрителями станут в основном представители крупнейших прокатных сетей, и если увиденное произведет на них впечатление, то процесс технического переоснащения кинотеатров по всему миру приобретет характеристики горного водопада.
Уже сейчас многие проекционные комплексы компаний Barco, Christie, Sony и NEC способны демонстрировать фильмы с такой частотой после незначительных доработок и обновления программного обеспечения, но после выхода первой части "Хоббита" эта дополнительная опция имеет все шансы стать основной. А значит, частотный стандарт почти столетнего возраста очень скоро станет уделом ретроградов и художников, как в свое время черно-белая фотография.
Ну, а далее нас ждут продолжения "Аватара", создатели которых могут пойти еще дальше. Ведь недаром Джеймс Кэмерон говорил как-то, что поэкспериментирует не только с новыми способами создания стереоэффекта, но и с частотой в 60 кадров в секунду и выше.
Так что, если в декабре 2012 года Конец Света так и не наступит, мы станем свидетелями начала новой революции, у истоков которой стояли всего два человека со своими идеями, феноменальной работоспособностью и желанием создавать не новые фильмы, а новые миры.
Автор: andrew