Гавайи – удивительное место. Настоящий филиал рая на Земле, с которым мало мест на планете могут потягаться за это звание. Девственные пляжи здесь соседствуют с небоскребами, первобытные тропические красоты – с цивилизацией. Идиллия, одним словом. Тем не менее, вряд ли с этим согласятся местные жители, в особенности – Мэттью Кинг (с внешностью Джорджа Клуни). У юриста по делам недвижимости, который сам является держателем унаследованных от прапрадеда десяти гектаров пальм, скал и песка, нет времени замечать всю эту красоту. Жена в коме, с дочерьми натянутые отношения, а тут еще и по новому закону о собственности владеть ему и его многочисленным родственникам своими гектарами еще максимум семь лет. И с каждым днем возникают новые проблемы. Александр Пэйн представляет вниманию зрителей "Потомков" - трогательную экранизацию одноименного романа Кауи Харт Хэммингс о жизни.
Вышедшему в мировой прокат в конце прошлого года, в году нынешнем этому фильму уже удалось собрать неплохой урожай номинаций и кинопремий, самыми громкими из которых, на сегодняшний день, являются два "Золотых глобуса" и пять номинаций на "Оскар". И, надо сказать, фильм того вполне заслуживает.
"Потомки" - одновременно трогательное и забавное кино. Даже несмотря на все то горе, что свалилось на главных героев, отдельные сцены заставляют улыбнуться, а поведение некоторых персонажей до боли и горькой ухмылки напоминает о темных сторонах человеческой природы. Колоритные персонажи не ведут себя как безвольные куклы, а, игнорируя всяческие стандарты голливудских трагедий, действуют как живые люди. В каждом из них чувствуется характер, каждый индивидуален, и действует лишь соразмерно окружению и собственным эмоциями. Иной раз возникает ощущение, что весь фильм – просто искуснейшая работа одаренного оператора, тайком ото всех запечатлевшего значимый эпизод из жизни состоятельной, но несчастной семьи.
Кроме того, как автор книги, так и режиссер смело и благополучно пренебрегают всеми современными традициями и, заодно, навязанной бессмысленной этикой. К примеру, глупый принцип "о покойниках или хорошо, или ничего" здесь, к счастью, не имеет место быть. Нет здесь и неуемной, безграничной альтруистичности. И точно так же отсутствует показное сострадание. Зато есть лицемерие, со стороны выглядящее правдиво, и от того поистине смешно; ненависть, пусть и сдерживаемая в рамках уголовного кодекса, все же неприкрытая; горечь, смешанная с ревностью – и все это как в реальной жизни.
Иными словами, герои делаю все так, как сами считают нужным, а не как того требует общество, тем самым лишь усиливая общую реалистичность картины. Никакого сахара, никаких киношных стереотипов, требующих той или иной модели поведения, в зависимости от ситуации. После фильма сложно усомниться в том, что чувства куда важнее набора правил, навязанных людьми друг другу и гордо именуемыми этикетом.
Нельзя и умолчать о взаимоотношениях героев, на которых, собственно, и строится большая часть ленты. Равенство в этом плане, разумеется, неприемлемо. Конформизм – куда более вероятное поведение. Зять, заискивающий перед тестем, выражает откровенную неприязнь по отношению к уже своему, пусть пока лишь потенциальному, зятю. Дочь, отношение которой к отцу с первого ее появления до финальных титров беспрерывно эволюционирует, так что за несколько дней у нее появляется с ним больше общего, чем, очевидно, за всю предыдущую жизнь. Родственники, характеры которых варьируются от "законченная самодовольная сволочь" до "неплохой сочувствующий мужик", разумеется, воспринимают героя совершенно по-разному. Стоит ли говорить, к чему, опять же, это приводит?
И, казалось бы, в остальных фильмах персонажи тоже, в общем-то, не под копирку сделаны. Но в "Потомках" это ощущаешь особенно остро, благодаря чему восприятие этого фильма решительно отличается от восприятия большинства других картин.
Повествование столь же непредсказуемо, как и реальная жизнь. События как назло подчиняются закону Мёрфи (подлости, по-нашему), преподнося героями с каждой новой главой неприятные сюрпризы. И вроде знаешь, что должно быть дальше и чем все это закончиться, но уже к середине понимаешь, что ничего не понимаешь, и плаваешь, вместе с героями, по безмерному жизненному морю, бережно перенесенному создателями на экран.
Игра, к сожалению, стареющего Джорджа Клуни заслуживает отдельного восхищения. Глядя на него в этой роли понимаешь, за что ему дали "Золотой Глобус". Сыграть потомственного землевладельца, терзаемого целым спектром самых разных чувств – это надо постараться. А сыграть его так, чтобы к концу фильма он казался чуть ли не родным – это высший пилотаж. То, как он мечется от одного к другому, попутно пытаясь разобраться и со своими проблемами и самим собой, просто не может не вызывать сочувствия. Его героя становится жалко, так и хочется шагнуть сквозь полотно и стать на его сторону, помогая ему расхлебывать всю ту кашу, что заварила его жена.
Не менее удивительной оказалась и Шэйлин Вудли, сыгравшая дочь Мэтта. Помимо привлекательной внешности она умудряется радовать еще и тем, как она вживается в роль. Искренне и без малейшей тени напряжения, ее героиня на экране развивается как реальная. И, к тому же, вызывает неподдельную симпатию. Чего нельзя сказать о ее бойфренде, в исполнении Ника Краузе, которому удается заставить себя возненавидеть с первых же минут. После чего это чувство резко меняется на противоположное по мере раскрытия истории и характера его персонажа.
Александру Пэйну удалось снять "живое" кино. Неподдельно передающая на экран реалии бытовой жизни симфония актерского мастерства, режиссуры, гавайской народной музыки и прочей технической работы, сдобренная гавайским же колоритом, смягчающим обстановку и приправленная яркими персонажами, действует так, будто сам все произошедшее на экране пережил и почувствовал. И понимаешь, насколько все эти проблемы отцов и детей, ревности и ненависти, и горечи утраты выглядят временными и проходящими на фоне огромного жизненного полотна и смены поколений. Ибо меняется все, и жизнь продолжает свой путь подобно волнам, пока не разобьется о скалы или не раствориться в песке.
Автор: Роман Волохов