В "Хьюго", снятом по мотивам "Изобретения Хьюго Кабре" Брайана Селезника и на редкость удачно переведенном нашими прокатчиками как "Хранитель времени", повествуется о небольшом, но чрезвычайно ярком эпизоде из жизни юного сироты, а также, чего скрывать, о судьбе великого французского кинематографиста Жоржа Мельеса.
У, до недавнего времени несправедливо обделенного "Оскарами", Скорсезе появился серьезный шанс пополнить свою коллекцию наград второй золотой безликой статуэткой. И дело здесь не столько в шквале восторженных отзывов западной прессы (для голливудских киноакадемиков это далеко не всегда ориентир), сколько в самом формате ленты. Грустная история о мальчике-сироте на фоне не менее грустной истории уже реальной, непосредственно связанная с кинематографом и заканчивающаяся не просто на оптимистичной ноте, а традиционным полным хэппи-эндом. Но, что самое главное, история эта подана удивительно красиво и в высшей степени качественно.
С самого начала качественная стереоскопия, блестящая работа оператора Роберта Ричардсона и волшебная музыка от Говарда Шора погружают зрителей в атмосферу Парижа начала двадцатого века. Буквально сразу же фильм, наполненный до отказа шармом и красочностью столичного европейского вокзала, начинает дышать в полную силу, впечатывая сидящих в зале людей в кресла до конца сеанса. Камера проносится через холл, врывается в обитель осиротевшего часовщика и, под аккомпанементы французского аккордеона проникает в механическую изнанку маленького мира, со своим ритмом и жизненным укладом. Это захватывает дух!
"Хранитель времени" - безумно атмосферное кино. Этому способствует все – от несколько утрированных, но ярких и запоминающихся персонажей и до самых мелких деталей, вроде заводной мышки и совершенно не во время заедающего протеза. В фильме нет ничего лишнего, ничего выбивающегося из общей панорамы. Воплощая основной смысловой посыл "Хранителя…", даже самый маленький штрих принимает непосредственное участие в создании цельной картины. Режиссер никого и ничего не обделил вниманием.
А уж когда начинается история взлета и падения самого отца спецэффектов в кино и первого научно-фантастического фильма, то по телу начинают пробегать мурашки; а когда понимаешь, что все, о чем рассказывает экранный Мельес было на самом деле, и в высшей степени способствовало как становлению кино как искусства, так и возможности "вот сейчас, в этот самый момент сидеть в зале и наслаждаться фильмом", то понимаешь, что остаться равнодушным уже никак не получится. Печальная история некогда счастливого человека, сопровождаемая ныне бессмертными кадрами первых немых фильмов, подана настолько деликатно и, вместе с тем, достоверно, что не сопереживать этому может разве что человек, как никто другой далекий от мира кино и вообще неизвестно что забывший на сеансе.
Все это лишь доказывает, что Скорсезе – мастер своего дела, способный из, казалось бы, тривиальных и чуть ли не заезженных приемов создать свое, уникальное творение, выверенное до последнего кадра. И, разумеется, наибольшая заслуга в отношении всего созданного режиссером великолепия, кроме самого режиссера лежит на плечах исполнителей всех главных, второстепенных и даже эпизодических ролей. К общему счастью, Скорсезе, как обычно, не промахнулся с выбором актеров.
В первую очередь это касается, конечно же, самих Хьюго и Жоржа, роли которых исполнили Аса Баттерфилд и Бен Кингсли, соответственно. И если маститому и опытному Кингсли вряд ли составило труда великолепно сыграть роль некогда великого творца, ныне преданного забвению и прозябающего в отшельничестве в магазине игрушек, то мальчику наверняка пришлось изрядно попотеть, так как большая часть фильма вращается именно вокруг него.
К чести Баттерфилда, ему действительно удалось воплотить на экране образ бедного, пугливого, неунывающего и закаленного жизнью ребенка, которому с малых лет пришлось крутиться в мире взрослых, чтобы выжить и не попасть в сиротский приют. Вообще, одаренные в плане лицедейства дети – это редкость. Здесь же нет и намека на наигранность: все предельно искренне и правдоподобно.
Другим юным дарованием ленты стала его спутница Изабель, крестница Мельеса – она же Хлоя Моретц (та самая "Убивашка" из фильма "Пипец"), которая уступает первому лишь в количестве экранного времени, одновременно достойно поддерживая планку качества фильма.
И отдельного упоминания заслуживает станционный смотритель, роль которого исполнил Саша Барон Коэн. Самого гротескного персонажа Коэн умудрился наделить трогательными чертами характера, как то застенчивость и робость – и это при его-то чрезмерной строгости и безмерной беспринципности. В нем, благодаря актеру, прекрасно уживаются эти столь разные, даже противоположные черты характера. Поначалу условно отрицательный, этот персонаж под конец вызывает неподдельную симпатию, особенно когда несколько раз проговаривается по поводу своего нелегкого прошлого. Иными словами, его становится даже жалко.
И, ко всему прочему, хочется добавить, что и жена Мельеса (Эмили Мортимер), и отец Хьюго (Джуд Лоу), и библиотекарь месье Лабисс (сам Кристофер Ли), равно как и дядя Хьюго, и милая, несмотря на свою неуклюжесть, вокзальная пара, и возлюбленная смотрителя и даже машинист поезда – все вместе явили собой редкую картину, когда никто, даже самый распоследний из героев, ни разу не дают слабины, выкладываясь по-полной. Стоит ли говорить, как это отражается на самой киноленте.
"Хранитель времени" - исключительно прекрасный образчик семейного кино, как нельзя лучше предназначенный для посещения кинотеатра в новогодние каникулы. Он располагает к себе как высоким качеством исполнения, там и легкостью, чуть ли не воздушностью, вперемешку с эмоциональностью происходящего в волшебном мире, рождающемся в проекторе и живущем на экранном полотне. Достойный как самого Скорсезе, так и зрителей фильм, который и своим содержанием, и своей проработанностью тонко и прекрасно раскрывает такую неотъемлемую часть как современного искусства так и всего современного мира, как кино.
Автор: Роман Волохов