В пору объявлять траур. Ибо последний оплот отечественной мультипликации – студия анимационного кино "Мельница" - пал. Черный день, не иначе. Конечно, тревожные звоночки были еще в 2006 году, когда на свет родился умопомрачительный "Лунтик", праведный гнев в адрес которого имеет свойство периодически давать о себе знать. Но пока существовал такой скромный гигант российской анимации, как сага о богатырях, существенных поводов волноваться все же не было. Впереди, казалось, виднелось светлое будущее. И хотя все, что имеет начало, имеет и конец, в нашей киноиндустрии, похоже, промежуток между первым и вторым, по каким-то необъяснимым (лукавлю, конечно) причинам стремится к минимальным величинам.
До сих пор, правда, даже спустя несколько часов после выхода из кинотеатра смутные сомнения не утихают – ну, не могли столь разные по качеству творения быть порождением одной и той же кинокомпании! Однако факты – штука не только упрямая, но и жестокая. А они в один голос твердят – это так. И приходится мириться с ними, и уповать на то, что "Иван Царевич и Жар-птица" каким-то сверхъестественным чудом получится. И ждать "Трех Богатырей на дальних берегах", пусть и уже с некоторой опаской.
Думаю, вы уже поняли, что ожидать чего-либо в стиле богатырей было бы верхом наивности. Собственно, это даже не спин-офф, а очередной новый взгляд на русскую мифологию. Достаточно лишь сказать, что все прежние эпизодические герои (Яга, Горыныч и иже с ними) здесь претерпели значительные изменения. Это уже совсем другая история.
Повествование ведется от лица одного из участников (волка), причем с претензией на гонзо-журналистику, пусть и только "по краям" ленты. Смешно. На весь мультфильм, кстати – только это.
По части юмора в "Иване Царевиче" любой, хоть самую малость даровитый юморист имеет полное право беззастенчиво плакать кровавыми слезами – главное руки ему связать, чтобы уши не оторвал себе. Обыгрывание народных былин? Сатира на отдельные аспекты нашего государства? Ирония в отношении мифологических стереотипов? Просто добротные шутки и забавные герои? Все то, что было в богатырской эпопее? Не, не слышали!
И, судя по всему, даже не пытались, и не хотели услышать. А зачем? Ведь втиснуть в картину побольше примитива, отдаленно напоминающего гротескную пародию на некое подобие заезженного и плоского юмора, куда как легче.
Особняком стоит прорисовка. Тут, надо сказать, все как всегда, то есть на высоте. Красиво, ярко, сочно, радует глаз. Если не тратить лишних денег на 3D. А вы как думали? Вообще, стереоскопия в полностью рисованном мультфильме – это нонсенс, полностью убивающий все очарование старой и доброй, но преподнесенной в новом, безусловно улучшенном качестве, мультипликации.
Что касается героев, то здесь все так же плачевно, как и на остальных фронтах. Харизмой и не пахнет, обаяния под микроскопом не разглядеть. Антагонист, правда, еще хоть что-то собой представляет, но ровно до того момента, когда преображается. После уже наступает тихий ужас в лице совершенно неоправданного покушения на мегаломанию.
Если кто не помнит, Иван-Царевич и Иван-дурак – это совершенно разные люди, воплощающие в себе чуть ли не противоположные качества. Создатели об этом, очевидно, забыли, так что от Царевича в мультфильме осталось, как говорится, одно название. Что, в общем-то, печально, так как посетившие фильм дети, вполне вероятно, запомнят Царевича именно как везучего обалдуя из страны-наоборот, где все делается не так, как у людей. Отечественные мультфильмы, безусловно, преследуют среди прочих целей пропаганду родной культуры среди подрастающего поколения. Безусловно.
"Иван Царевич и Серый Волк" - мультфильм для двух категорий людей: детей дошкольного возраста и прожженных патриотов. Если вы не принадлежите ни к тем, ни к другим, то вы, конечно, можете сходить в кино, полюбоваться на невыразительных персонажей, послушать унылые диалоги, ужаснуться беспросветно-убогому юмору, который не всех детей-то способен рассмешить и просто убить (мучительно и жестоко) время. Но удовольствие это – на редкого любителя.
Автор: Роман Волохов