Для начала хотелось бы успокоить всех воинствующих патриотов, до глубины души возмущенных тем фактом, что "проклятые америкосы", в лице желторотых студентов, вознамерились на этот раз спасать саму Россию(!). Не переживайте, спасать они будут только свои… тела. Собственно, в "Фантоме" речь идет не о спасении несчастных русских, а – все верно – о выживании не менее несчастных граждан самой демократичной страны на Земле, которым не повезло пережить апокалипсис вдали от дома.
Однако этой оторванности от родины, чужеродности окружающего мира совершенно не ощущается. И дело здесь не столько в том, что Москва для российских зрителей, по понятным причинам, не может производить такое же впечатление, как, скажем, Пекин (хотя автор сих строк сам "провинциал"), сколько в отсутствии какой-либо притягательной атмосферы в фильме.
Обещанной в интервью с продюсерами "игры между тьмой и дневным светом", которую действительно можно было преподнести с толком и расстановкой, разумеется, нет. Зато есть немного другая игра. Скитания героев от достопримечательности к достопримечательности, нахождение новых персонажей взамен закончившихся старых, квестообразное построение сюжета – это самое натуральное RPG-на-большом-экране, которое называется фильмом только в силу своего формата. И на протяжении всего фильма не отпускает ощущение, что создатели просто экранизировали пост-апокалиптический ролевой экшн.
"Фантом" - кино серое во всех отношениях. Это можно сказать и о цветовой гамме, и о сюжете, и образе всего фильма. В то, что это триллер верится слабо: вся интрига сводится к смертельной считалке, в которой воля сценаристов определяет, кто выйдет из игры следующим. Что, впрочем, не мешает уже к середине фильма ясно осознать, какие герои выиграют главный приз за самую счастливую карму – жизнь.
Но герои, как и следовало ожидать еще из трейлеров, оказались фатально невыразительными. Это касается всех – от стержня всего актерского состава Эмиля Хирша и до мелькающего "как бы между прочим" Артура Смольянинова. Я бы конечно мог в этом месте помянуть добрым словом безмерно пафосного Гошу Куценко, выразительность которого бьет все разумные и неразумные пределы, но лгать читателям – не в моих интересах. Судя по всему, его герой задумывался как местный аналог противоинопланетного Джона Рэмбо в миниатюре, но на выходе получилось нечто среднее между стереотипным русским спецназовцем и клоуном. Уж простит меня он, но это было смешно. А вкупе с хилыми отсылками к Великой Отечественной – оскорбительно.
Но, каюсь, подзабыл я о главных виновниках торжества – режиссере Крисе Гораке и продюсерах Томе Джейкобсоне и – фанфары – Тимуре Бекмамбетове. Да и чего греха таить, первые двое – что-то вроде инструментов в руках маэстро: один для спонсорской помощи, а другой, видимо, исполняющий роль громоотвода. Ибо почерк нашего дорогого соотечественника прослеживается во всем, начиная знакомой пулей и заканчивая спецэффектами. Только что Хабенского не хватает для полной картины.
О спецэффектах стоит сказать отдельно. Что декорации, что пейзажи, что сами инопланетяне и их столбы – везде нет, нет, да и проскальзывают отголоски компьютерной обработки. И если в начале, когда инопланетяне светят только своими электрическими полями, но не лицами, этого не замечаешь, то жуткая неестественность их настоящих обликов, вкупе с резиновостью "нерезиновой", выглядят удручающе. И даже "настоящее" 3D оказалось неспособно изменить ситуацию.
А вообще пришельцы, несмотря на несколько корявый и явно недоработанный вид – один из лучших моментов всего фильма. Сама концепция невидимых, электропоглащающих существ, превращающих в золу и пепел всякую неугодную живность, если и встречалась ранее, то подобных размеров в кино не достигала. Фактически, это главная находка всего "Фантома", и от того становится еще более обидно, что столь ценная идея попала в руки столь малограмотным киноделам.
Можно было бы еще долго распинаться про диалоги, которые любой мало-мальски натасканный на лентах о спасении мира человек может на коленке за сорок минут настрочить; про музыкальное сопровождение, которого как бы и нет, и которое совершенно не запоминается; про серьезные нестыковки в некоторых лингвистических моментах и вытекающие отсюда проблемы дубляжа; про обязательных для пост-апокалиптики Богов-из-Машин, Роялей-из-Кустов и прочих Кулибиных, в кустарных условиях из батареек и палок собирающих микроволновую винтовку. Но, честно говоря, не вижу смысла тратить время читателей.
Подводя итог, хотелось бы заметить, что из всей этой идеи могла бы получиться неплохая, в общем-то, игра (особенно попадись она в хорошие руки). Но фильм из всего этого получился никакой. И сравнивать "Фантом" можно разве что с провальным во всех отношениях "Скайлайном" (бюджет которого, между прочим, был на порядок меньше). Что выглядит особенно печально в свете безусловно благородных стараний Бекмамбетова по привлечению Голливуда в наш родной кинематограф, которому, как всем известно, уже давно требуется срочная реанимация с последующей пересадкой многих органов. Увы.
Автор: Роман Волохов