Экранизация графических новелл бельгийского художника Эрже, посвященных приключениям журналиста Тинтина, один из самых странных и долгоиграющих голливудских проектов. Странных потому, что ни сам персонаж, ни его создатель неизвестны большинству жителей планеты, а следовательно, крупнобюджетный фильм о герое - предприятие рискованное. Долгоиграющих потому, что Стивен Спилберг мечтал об этом в течение четверти века. В конце концов, все получилось. Точнее, получилась высокотехнологичная, яркая ностальгия по Индиане Джонсу.
Начнем с конца. Беспрецедентное решения выпустить фильм такого уровня сначала в Европе, в том числе и в России, и лишь через полтора месяца в Северной Америке - абсолютно оправдано. Хотя бы потому, что спасти "Приключения Тинтина" от провала сможет лишь мощный, положительный "сарафан" из Старого Света. Никакой рекламой американским зрителям не удастся объяснить, чем новый эксперимент с "performance capture" будет отличаться от последних провальных проектов Роберта Земекиса. Даже с учетом того, что на афишах будут крупным шрифтом набраны имена Стивена Спилберга и Питера Джексона.
Второй задачей такого "сарафана" станет объяснение американской публике, чем конкретно "Приключения Тинтина" отличаются от трех фильмов об Индиане Джонсе. Не в техническом плане и не в художественных средствах, а именно в попытке создать нового героя, за похождениями которого будет интересно следить на протяжении нескольких серий. Так как найти эти отличия невероятно сложно.
Итак о главном. Первый фильм по мотивам произведений Эрже, безусловно, самый совершенный кинопроект, полностью нарисованный с помощью компьютеров. В нем нет ни единого кадра, снятого на натуре, но есть богатейшие текстуры, удивительно живые глаза и детализация задних планов.
Однако общая "мультяшность", не позволяющая воспринимать "Приключения Тинтина" как, собственно, фильм сильно портит общее впечатление и вызывает один важный вопрос: зачем вообще было использовать дорогостоящий съемочный комплекс "Аватара", чтобы рассказать эту историю? С таким же успехом можно было просто нарисовать всех героев и окружающее их пространство, не прибегая к помощи увешанных датчиками звезд, вроде Дэниела Крэйга.
Кто-то может возразить в ответ, что Спилберг, дескать, пытался совместить несовместимое - стилистику Эрже с ее очевидным искажением человеческих образов и пластику "живых" актеров. К стилистике претензий нет: все герои действительно выглядят так, как их нарисовал бельгийский художник. А вот с пластикой дела обстоят хуже. И дело не в том, что герои легко выходят из явно не совместимых с жизнью передряг, (таких подвигов и у Индианы Джонса хоть отбавляй), а в том, что делают они это с истинно "мультяшной" грацией.
Одним словом, самая главная претензия к технически безупречному видеоряду - это среда и взаимодействие с ней. Было бы куда эффектнее поместить рисованных героев, созданных с помощью "performance capture", в реальные декорации, реальную пустыню и реальные городские пейзажи. В свое время нечто подобное с блеском удалось, как Джеймсу Кэмерону в "Аватаре", так и Питеру Джексону во "Властелине колец".
Другая проблема - сценарий. Понятно, что Спилберг стремился максимально точно следовать сюжетной линии произведений Эрже. Но должен же он был проследить за тем, чтобы его сценаристы, среди которых Эдгар Райт, обеспечили присущие лучшим проектам знаменитого режиссера дух бесконечного приключения и тонкую иронию. Вместо этого зритель видит несколько более или менее оправданных цитат из того же "Индианы Джонса".
Самое удивительное, что абсолютно узнаваемые всеми поклонниками творчества Спилберга сцены и являются самыми сильными в "Приключениях Тинтина". Не то, чтобы в картине уж совсем не было никаких находок. Они, безусловно, есть, и некоторые из них действительно оригинальны и вызывают смех в зале. Но их удручающе мало.
Адекватно оценить вклад актеров не представляется возможным. Не только потому, что в России даже их голоса скрыты дубляжем, но и потому, что за совершенными компьютерными образами совершенно не улавливается душа и страсть, которые были присущи Горлуму, синекожим героям "Аватара" и Кинг Конгу. Даже уникальный Энди Серкис, создавший на экране лучших в современном кино вымышленных существ, не смог проявить себя в полной мере, хотя его персонаж, несомненно, самый яркий. Что же касается Джейми Белла, сыгравшего самого Тинтина, то на его месте могли бы оказаться десятки и десятки других молодых, талантливых актеров, и в судьбе проекта ровным счетом ничего не изменилось бы.
И последнее. Зачем Спилберг реализовал свою давнюю мечту в формате 3D, остается загадкой. Ни одна секунда хронометража не дает ответ на этот вопрос, а следовательно дискуссии о "смерти" стереоскопического кинематографа после выхода фильма в прокат вспыхнут с новой силой.
Подводя итоги, стоит признать, что "Приключения Тинтина: Тайна Единорога" получился ярким, технически безупречным, но совершенно стерильным фильмом. Он достоин похода в кино, так как смотреть его на самом большом домашнем мониторе не имеет никакого смысла, но не более того. Вероятнее всего, картине будет очень непросто вернуть потраченные на ее производство 140 миллионов долларов и неизвестную пока сумму на продвижение. И даже, если это произойдет, то инвесторам придется крепко задуматься о финансировании продолжения истории бельгийского журналиста, так и не сумевшего принять эстафету у Индианы Джонса.
P.S. Если Питер Джексон предпочтет во второй части заняться таким же самоцитированием, как и Стивен Спилберг, то какой свой проект он выберет в качестве источника вдохновения? Остается надеяться, что не "Властелин колец", а что-нибудь из самого раннего.
Автор: andrew