С некоторых пор стереоскопия воспринимается не только зрителями, но и многими профессионалами то как спасательный круг для кинематографа, то как революция в индустрии развлечений, то как неуемное желание одних обогатиться за счет других, в конце концов, как надежное средство окончательно испортить зрителям зрение и мозги. Подавляющее большинство этих утверждений является лишь мифами, наподобие тех, что рождались в незапамятные времена у свидетелей необъяснимых природных явлений. Постараемся развеять самые популярные из них.
1. Стереоскопия вредна для здоровья.
Это все та же самая "страшилка", которая сопровождает каждый новый этап прогресса нашей техногенной цивилизации. Споры о том насколько опасны для человеческих органов сотовые телефоны, продукты, подвергшиеся генной модификации, радиационное излучение при трансатлантических перелетах и тому подобное не утихают ни на секунду и продолжают обеспечивать работой фармацевтические концерны и международные организации, отвечающие за здравоохранение.
На самом же деле никакой опасности сам по себе формат 3D не представляет. Речь может идти о несовершенстве самого продукта и технических средств, применявшихся при его создании и воспроизведении. Слишком темная лампа в "заезженном" кинопроекторе - вот едва ли не самый главный враг как глаз зрителей, так и всей киноиндустрии. И, естественно, речь должна идти о разумном потреблении, так как, в конце концов, серьезно подорвать свое здоровье можно безмерной любовью к хлебобулочным изделиям.
2. Стереоскопия мертва или находится при смерти.
Сокращение количества проданных билетов на сеансы стереоскопических фильмов, отмеченное в 2011 году, многими воспринимается как свидетельство заката эры 3D-кинематографа. Это абсолютно неверно. За всяким бумом, который сопровождает появление на рынках привлекательного продукта, неизбежно следует процесс стабилизации спроса и, как следствие, цены. Ниша стереоскопического кинематографа еще только проходит стадию рыночного регулирования, а потребители становятся более требовательными.
В конце концов, манипуляции с обычным видеорядом, который с помощью современных технологий превращается в "стереоскопический", либо вовсе сойдут на нет, либо претерпят качественные изменения, либо будут предлагаться зрителям по меньшей во сравнению с истинной стереоскопией цене.
3. Каждый следующий провал крупнобюджетного 3D-фильма - это новый гвоздь в гроб стереоскопии.
Когда стереоскопический фильм проваливается в прокате, как это было в случае с некоторыми фантастическими проектами в 2011 году, это не имеет никакого отношения к формату. В 99 процентах случаев причина в кроется в самом фильме, его сюжете, режиссуре, актерской игре и прочих компонентах, которые являются основополагающими для любого кинофильма. Если картина откровенно плоха, то даже добавление двух десяткой измерений с одариванием каждого входящего в зал не обеспечат ему ни зрительской любви, ни кассы.
4. Все технические проблемы стереоскопии будут лишь усугубляться в будущем.
Никакой "революции" в стереоскопии, как таковой, не произошло. Киноиндустрия и зрители имеют дело с эволюционным процессом, а следовательно, современное состояние 3D-кинематографа не стоит возводить в абсолют. Если вам перед просмотром выдали некачественные очки, это не повод приниматься за некролог. Технические сложности и препятствия в развитии бизнес-схем на этом пути неизбежны, и каждое новое решение будет производить в процентном отношении примерно одинаковое количество его сторонников и противников. Даже, когда 3D-фильмы будут сниматься с комфортной для человеческого восприятия частотой кадров и необходимость в очках полностью отпадет, даже тогда будут критики, аргументировано предрекающие близкую смерть стереоскопии.
5. Чрезмерные наценки на билеты убьют стереоскопическое кино.
Как зрители, так и критики часто упрекают прокатчиков в неоправданном завышении цен на билеты, когда речь идет о 3D-фильмах. Но тем не менее, все они с легкостью расстаются со своими "кровными", когда ожидают стоящего развлечения. Достаточно посмотреть на финансовые результаты таких фильмов, как "Аватар", чтобы оценить, как быстро зрители умеют отсчитывать купюры, не особо печалясь о стоимости. Более того, кинотеатры, которые с учетом целого ряда допущений можно отнести к элитным, ничуть не испытывают недостатка в зрителях, и любой ожидаемый 3D-проект немедленно создает даже в них дефицит билетов.
Безусловно, всем прочитавшим эти строки придут на ум иные мифы, связанные со стереоскопическим кинематографом, и почти каждый найдет для себя хотя бы один, в который поверит всем сердцем. Но все же стоит найти в себе силы и признать, что за большинством из них стоят наши собственные страхи и проблемы с восприятием окружающего мира, а то и со здоровьем. И вспомнить, что еще не так давно даже по меркам человеческой жизни плоская Земля покоилась на спинах трех слонов, а в лесах водились немыслимые создания, образы которых ныне так эффективно эксплуатируются в кино.
Автор: Andrew