Однажды после выхода фильма "Железный человек" у зрителей всего мира зародилась надежда на то, что в Голливуде объявился режиссер, который сможет, наконец, сказать новое слово не только в экранизациях комиксов, но и в фантастическом кино вообще. Вторая часть уже вызвала некоторые сомнения, ну, а с выходом "Ковбоев против пришельцев" надежда почти пропала. Ибо в этой картине плохо почти все, начиная с сюжета и кончая Оливией Уайлд.
Оставим в стороне рассуждения об общей бессмысленности основной идеи, так как совершенно очевидно, что человеческая цивилизация времен покорения Дикого Запада, еще не поднявшаяся в воздух и не имевшая ничего мощнее динамита, не могла оказать достойное сопротивление высокотехнологичной цивилизации пришельцев. В конце концов, в подавляющем большинстве комиксов связь с реальностью, равно как и с известными нам законами физики, весьма слаба. Стоит сразу признать как аксиому, что такова история, изложенная в одноименной графической новелле, созданной Фредом Ван Ленте и Эндрю Фоули.
Важно другое. Сумел ли Джон Фавро и его команда придать ей пристойный вид на экране, сделать на ее основе динамичный фильм с яркими характерами и впечатляющими спецэффектами. Увы, экранная версия получилась едва ли не бессмысленней, чем печатная.
В первую очередь бросается в глаза противоречивость в действиях главных героев, доходящая иногда до абсурда. Подтвердить это заявление можно лишь с помощью отчаянных спойлеров, поэтому ограничусь лишь парочкой малозначащих для сюжета примеров.
Бывший полковник Доллархайд (Харрисон Форд), который не стесняется подвергать своих людей жестоким пыткам, ни во что не ставит закон в лице местного шерифа и очевидно ненавидит краснокожих, вдруг ни с того ни с сего горько плачет над поверженным индейцем и сожалеет, что он не его сын. При том , что настоящий сын у него раздолбай и оболтус, которому он ровно через минуту готов доверить все свое состояние и ведение дел.
Герой Дэниела Крэйга, биография которого не оставляет сомнений в его жестокости и беспринципности, вдруг становится озабочен спасением невинных, и готов многие мили тащить на себе даму, едва не пославшую его на встречу с виселицей. К слову, сама дама (Оливия Уайлд) проявляет не меньшую последовательность, отправляя героя в нокаут и передавая его в руки правосудия, чтобы "он никуда не уехал". Поэтому характеристика данная ей одним из персонажей - "раз с нами едут дети и собаки, то пусть уж и женщина" - выглядит наиболее адекватной.
Но более всего поражает поведение самих пришельцев. Безусловно опережая человеческую цивилизацию на многие сотни, а то и тысячи лет, и обладая мощным воздушным флотом и чрезвычайно эффективными видами оружия, вроде прелестного браслета на руке Дэниела Крэйга, инопланетяне предпочитают в схватке с ковбоями и индейцами загрызать своих противников зубами. Да и обращаться с удивительными браслетами лидер человеческого сопротивления умеет явно лучше, чем сами его изготовители.
Вина за все это насилие над здравым смыслом, помноженное на ужасные диалоги, лишь отчасти лежит на сценаристах проекта. Джон Фавро как человек, который стоял "по ту сторону камеры", должен был обратить на них внимание и отказаться снимать то, что у зрителя хотя бы с тремя классами образования вызовет вполне закономерные вопросы.
Ничуть не лучше обстоит дело и с образами персонажей. Если предположить, что все проститутки Аризоны во второй половине 19-го века пользовались хорошими губными помадами начала 21-го века, укладывались у стилистов и сверкали белоснежными улыбками, то как быть с индейцами, которые почему-то выглядят пародией на самих себя. Фавро умудрился показать их такими, какими их обычно представали в югославских фильмах о Чингачгуке. Дизайн кусачих и ревущих пришельцев зрители пусть оценят сами, но для автора этих строк он совершенно несовместим с понятиями "эволюция" и "разум".
И все бы ничего, если бы недостатки сценария и работы художников-постановщиков искупались высокооктановым экшеном. Но ничего такого в фильме Фавро нет. Длинные эпизоды полные диалогов и несмешных шуток, которые должны, по замыслу авторов, вызвать некое сочувствие к кому-то из героев, сменяются довольно вялыми перестрелками и рукопашными, больше напоминающими спагетти-вестерны середины прошлого столетия, нежели фантастические боевики современности. Да и операторская работа оставляет желать много лучшего.
И последнее. В фильме "Ковбои против пришельцев" удивительно много прямых заимствований. Непростительно много для проекта такого уровня. Одна сцена с колибри, которая недвусмысленно указывает на "Загадочную историю Бенджамина Баттона", чего стоит. Остальной плагиат зрители смогут обнаружить сами.
Единственным положительным моментом этого проекта является присутствие на экране трех прекрасных актеров - Харрисона Форда, Сэма Рокуэлла и Дэниела Крэйга, которым, увы, совершенно нечего играть.
Если Джон Фавро продолжить снимать свои фильмы и дальше в таком же духе, то очень скоро придется пожалеть о том, что он когда-то вышел за рамки милых семейных комедий, вроде "Затуры".
Автор: andrew