KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Проехали!

11.04.2011

12 апреля 1961 года свершилось событие, не уступающее по своей значимости самым великим победам в истории нашей Родины, но напрочь лишенное их крови и привычного восхваления вождей. 27-летний старший лейтенант Юрий Гагарин обессмертил простое русское слово "поехали", и мир изменился навсегда. С одним исключением. Для отечественного кинематографа полета Гагарина, словно бы не существовало. Не существует его и теперь.

Трудно даже сосчитать, сколько фильмов было посвящено Великой Отечественной войне и иным куда менее важным страницам нашей истории. Сколько знаменитых полководцев прошлого и настоящего, революционеров, вождей и героев социалистического труда разных уровней остались навечно в целлулоиде. Но не Гагарин.

Да, были многочисленные документальные и научно-популярные картины, рассказывающие в основном о событиях, последовавших сразу после апрельского старта, но ни одного полноценного художественного переосмысления этой удивительной победы или хотя бы биографии самого победителя. Без каких-либо копаний в сверхсекретных документах, коих и до сих пор предостаточно, лишь на основе общеизвестных к тому времени фактов.

Что помешало одной из мощнейших киноиндустрий прославить со свойственной ей помпой главное достижение советской науки и техники, равно как и самого строя, остается лишь гадать. При жизни Гагарина его имя и так затмевало имена кремлевских старцев, и можно предположить, будто власть опасалась еще больше раздуть этот пожар народного обожания. Но что мешало снять несколько фильмов после его гибели, хотя бы в рамках патриотического воспитания?

После крушения советского строя, ситуация не изменилась. Гагарин, будучи одним из самых светлых символов нашего непростого прошлого, вновь оказался никому не нужен. И, если в годы гробокопательства и низвержения былых идеалов появление такого фильма было бы, скорее, удивительно, то что стало препятствием в тучную эпоху возведения вертикали власти и борьбы за модернизацию в виде Сколково?

По-прежнему, государственные структуры, ответственные за поддержку отечественного кинематографа, выделяли огромные даже по меркам Голливуда средства на создание фильмов о войне, пересматривать которые второй раз вряд ли кому-то захочется. Все также центральные кнопки финансировали псевдопатриотические исторические боевики, а любимые не менее, чем оливье, советские фильмы переживали сиквелы и римейки.

Каким образом даже к 50-летию полета Гагарина никто из прославленных отечественных кинематографистов, успешно работающих над голливудскими фильмами о нападении инопланетян на Москву, и популяризирующих американские программы исследования космического пространства, не нашли в себе творческого потенциала рассказать новым поколениям зрителей о Гагарине?

Чем занимались внушительные Союзы кинематографистов и правительственные структуры, дарующие миллионы создателям фильмов, успешному прокату которых мешала погода? Почему не был сформирован госзаказ, не устроен конкурс среди потенциальных режиссеров, в конце концов, не приглашен Рон Ховард, снявший к 25-летию драматического полета "Аполлона 13" прекрасный фильм?

На эти вопросы нет, и, видимо, не предвидится ответа.

Беспрецедентный случай в российской истории, когда один человек не с помощью революционного переворота и не в результате грандиозных баталий, а одним простым словом "поехали" сделал для страны так много, не нужен отечественным "оскароносцам" и их потомкам.

Летал ли Гагарин в космос или не летал, правда ли, что шансов вернуться живым у него было не так много из-за несовершенства корабля, или неправда, погиб ли Гагарин в результате заговора, или это была лишь цепь трагических случайностей? Нам нет дела до этих глупостей.

Он улыбается нам известной всему миру улыбкой, шагает по красной ковровой дорожке, страшно волнуясь и ежесекундно рискуя наступить на развязавшийся шнурок, он машет рукой тысячным толпам встречающих. И мы, вглядывающиеся в его лицо на фотографиях и в кадрах кинохроники, чувствуем как неуловимое нечто шевелится в нашей груди.

Быть может, когда-то такие же чувства завладеют создателями "великого кино о великой стране"?

Автор: andrew



Новинки кино:

Ханс Циммер назвал глупой его дисквалификацию на "Оскаре 2025"
Композитор "Дюны" и "Дюны: Часть вторая" считает решение Киноакадемии глупым
Начались съемки сериала "Нейровася" о полицейском и его напарнике ИИ
Владимир Епифанцев сыграет сурового российского мента
"Микки 17" с Робертом Паттинсоном неудачно стартовал в прокате
Фильм с бюджетом более 100 миллионов не привлек внимание зрителей
Режиссер Пол Фейг опроверг конфликт Блейк Лайвли и Анны Кендрик
Создатель комедии "Простая просьба 2" призвал не верить слухам о конфликте актрис
Лучшие российские и зарубежные сериалы марта 2025 года. Часть 1
"Граница Миров", "Между нами химия", "Цыгане. Улица Шекспира", "Вор дури", "Сорвиголова: Рожденный заново"
ОгласКа: Рецензия на фильм "Легенда о пианисте"
Читатели издания "Новости кино" о фильме Джузеппе Торнаторе 1998 года