Фильм “Криминальная фишка от Генри” снят не очень знаменитым режиссером Малькольмом Венвиллем, у которого за плечами всего только один полнометражный фильм. Киану Ривз после двухлетнего перерыва решил сам спродюсировать фильм, в котором ему бы хотелось сыграть. На первый взгляд, эта картина вполне может оказаться “проходной” и не предвещающей успеха. Но не спешите разочаровываться, ведь “Криминальная фишка от Генри” вполне может претендовать на звание новой современной классики.
Сюжет фильма можно было бы описать как обыкновенную историю об ограблении банка, если бы одним из сценаристов фильма не выступал Саша Джерваси, человек, написавший на радость многих киноманов сценарий к “Терминалу”. Благодаря ему, заурядная история об ограблении превращается в поистине чеховскую историю обретения счастья главными героями.
Генри Торн, главный герой фильма, вследствие того, что слишком стеснялся задавать вопросы, попадает в тюрьму по ложному обвинению в ограблении банка. В тюрьме он знакомится с колоритным Максом Зальцманом (в исполнении Джеймса Каана, многим знакомого по роли Сантино Карлеоно из “Крестного отца”), “работником на доверии”, а, по сути, просто аферистом. Именно Макс и подает Генри гениальную по простоте идею: раз его все равно посадили, мог бы и преступление совершить.
И вот Генри с Максом начинают претворять в жизнь свой хитроумный план ограбления банка, который Генри, якобы, уже грабил, при этом ведя себя абсолютно непрофессионально: они обретают все новых и новых сообщников каждые пять минут, при этом доходя даже до охранника банка ( который то и поймал героя Ривза в самом начале). Новоиспеченные грабители абсолютно не заботятся о секретности, о которой они, скорее всего, просто забыли. И будьте уверены, все у них пройдет как по маслу.
Но если бы все было так просто, это не был бы сценарий "от создателя “Терминала”. Подкоп к банку лежит через театр, где играет Джулия (Вера Фармига), знакомство с которой у героя Ривза произошло чрезвычайно оригинально. И пьеса в театре ставится не какая-нибудь, а “Вишневый сад” Чехова. Чтобы получить доступ к тоннелю, который находится в одной из гримерных, Генри напрашивается на роль опять же не кого попало, а Лопахина. Надо заметить, что Вера Фармига в роли Раневской смотрится очень органично, даже как-то “по-русски”, впрочем, как и Киану Ривз с бутафорской чеховской бородкой.
За всей легкостью и непринужденностью сюжета можно разглядеть ту идею, которую всегда вкладывает в свои сценарии Джерваси. Пьеса “Вишневый сад” появляется в фильме не случайно. Главные герои “Криминальной фишки от Генри” разыгрывают на сцене не только историю несбывшихся надежд Раневской и Лопахина, но и свои собственные истории. И Генри, и Джулия, и даже Макс Зальцман (у которого Чехов – его “любимый русский после Горбачева”) на протяжении всего фильма живут в своем прошлом, боясь отбросить его и начать жить заново. Все они либо сидели за эфемерные или незначительные преступления, либо просто испытывали к жизни одни несбыточные иллюзии. По мнению Джерваси, им всего только надо поверить в себя, найти и осуществить свою мечту. Ведь, “самое большое преступление – это отказаться от мечты”.
И каждый герой фильма находит свою мечту: у Генри и Джулии это любовь, а у Зальцмана - солнечный пляж Калифорнии с ананасами “размером с его голову”.
На мой взгляд, история "нахождения счастья в жизни" придает фильму “Криминальная фишка от Генри” больший вес, и теперь назвать его просто криминальной комедией у меня рука не поднимается. Общее настроение фильма оказывается таким, как если бы “Ва-банк” Юлиуша Махульского соединить с “Обществом мертвых поэтов” Питера Уира, взяв у первого иронию и остроумный план ограбления, а у второго английский юмор и глубокий смысл.
И если вы считаете, что фильм закончится как традиционная романтическая или криминальная комедия, то подумайте, возможна ли в “Вишневом саде” фраза “Meet in Moscow”. Саша Джерваси считает, что возможно.
Автор: Наталья Сарана