Отечественный кинематограф, активно ожививший за прошедшую пятилетку многочисленных героев и сказочных существ из русского фольклора, готов представить заграничное чудовище - мифического Кракена, впервые описанного в середине 16-го века и наводившего ужас на скандинавов. В фантастическом боевике Николая Лебедева, который смело можно назвать фильмом-катастрофой, наши подводники как раз и столкнутся с тем, кого упоминали в мифах как животное "размером с плавучий остров".
Завязка: где-то в районе Северного полярного круга российская атомная подлодка с новейшим секретным оружием на борту бесследно исчезает с радаров, успев выбросить "маячок". В это же время двое ученых с международной исследовательской станции, проводившие "взрывные опыты" в тех же местах, становятся свидетелями необъяснимого мощного толчка, снесшего всю их лабораторию. На поиски подлодки отправляют спасательную экспедицию во главе с капитаном Виктором Ворониным (Александр Петров), приставив к нему на всякий пожарный "старого и жесткого морского волка", которого сыграл Алексей Гуськов. Что до ученых, они пока пытаются спастись самостоятельно, наткнувшись, на свое счастье, на тот самый "маячок" и благоразумно оставшись рядом с ним.
По трейлерам и из синопсиса известно, что капитан пропавшей субмарины - старший брат Виктора - Александр (Виктор Добронравов). А вот то, что между братьями не все ладно, это новость, и вдаваться в детали будет лишним. Отмечу только, что в сюжет этого как бы развлекательного проекта очень здорово вплетены чисто мужские моменты: соперничество, амбиции, дружеские и псевдо-дружеские отношения, обиды и старые раны, преданность, личный пример отцов и прочее. И вообще, проект получился очень мужским, поэтому, на мой взгляд, тема с "принцессой в беде" в лице героини Дианы Пожарской абсолютно лишняя. Даже досадно, что решили такую самодостаточную историю разбавить ненужной аркой, благо, Кракен не давал скучать.
Тут нельзя не вспомнить его предшественника в "Пиратах Карибского моря" - крошит и обнимает до смерти буквально всех на своем пути. Очень достойный кандидат на "Премию KinoNews 2026".
Отмечу и спецэффекты: наблюдать за действием, происходящим внутри подлодок и снаружи, увлекательно. Кошки-мышки в ледяных лабиринтах океана, аварии на борту, полярная пурга - снято здорово и, даже если в какой-то момент приходит мысль "да ладно!", она тут же исчезает, поскольку с этим делом не перебарщивали. "Кракен" даже рядом не стоит с неправдоподобным "Экипажем" Лебедева 2016 года. И вообще, если сравнивать "Кракена" с прошлогодней зарубежной фантастикой с участием монстров ("Годзилла и Конг: Новая империя" и "Планета обезьян: Новое царство"), то наш фильм выгодно отличается от их разноцветного фантика (без негатива). Просто если убрать сказочное чудовище, то получится настоящая человеческая драма, триллер о спасательной операции, где нет присущих жанру "хи-хи-моментов", шутников и прочих приемов, призванных разрядить обстановку. Напряжение ощущаешь все без малого два часа.
Ну, а теперь к главному герою - не Кракену. Александра Петрова, которого в определенный момент засосало в массу "проходняка", принято снисходительно ругать за то, что он везде одинаковый. Хорошая новость для тех, кто помнит его и его драматическую роль в блестящем сериале "Звоните ДиКаприо!" семилетней давности. Петров невероятно органичен в роли командира, отвечающего не только за вверенный ему состав, возложенную на него миссию по спасению людей и возвращению секретного оружия, но и обыкновенного мужика под 40-к. Отличный дуэт получился у него и Гуськова, не переигрывали, браво, ибо легко можно было пережать. Добронравова было мало, но его старший брат в рамках их личной истории получился идеальным.
Желаю "Кракену" заработать все его миллионы, ибо он этого достоин - зрелищный, масштабный, эмоциональный, духоподъемный.