Авторы ОгласКи продолжают проводить вас по тернистым дебрям мирового кинематографа, и на сей раз наш выбор пал на фильм с итальянским акцентом. Вообще, эта страна, имеющая на мировой карте очертания сапога, подарила миру множество выдающихся кинематографистов, чьи работы полюбились зрителям и были отмечены множеством престижных профессиональных премий.
Признанными Мэтрами не только итальянского, но и мирового кино безоговорочно считаются Федерико Феллини, чьё имя стало синонимом эстетичного гротеска, и Серджио Леоне, фильмы которого считаются эталоном и фундаментальной основой жанра "спагетти-вестерн". Также ни в коем случае нельзя забывать о Бернардо Бертолуччи, выпустившем в 1970-ом году прорывную для своего времени картину "Конформист", которая станет настоящим лакомым кусочком для любителей психоанализа. Достоин упоминания и "азиатский" этап карьеры Бертолуччи, подаривший нам две замечательных ленты- оскароносный исторический байопик "Последний император" и глубоко-религиозное кино-исследованное "Маленький будда", в котором ещё совсем молодой Киану Ривз исполнил роль принца Сиддхартха- прародителя буддизма.
Однако, говоря о выдающихся итальянских режиссёрах, будет вполне уместно упомянуть и Джузеппе Торнаторе, который получил признание ещё в конце 80-ых годов после выхода картины "Новый кинотеатр "Парадизо", рассказывавшей в том числе о том, как великая сила киноискусства помогала жителям небольшого провинциального городка на Сицилии вернуться к мирной жизни в послевоенные годы. Отметим, что данная лента была удостоена премии "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".
Впоследствии Торнаторе, на протяжении почти тридцати лет неизменно сотрудничая со своим соотечественником и по совместительству культовым композитором Эннио Морриконе, создал ещё несколько достойнейших полотен, которые, если и не стали шедеврами, то остановились от этого звания в одном маленьком шажке. К таковым можно отнести и ленту "Малена", и выверенный психологический триллер "Лучшее предложение".
Но есть в фильмографии Джузеппе ещё одна весьма нетривиальная работа, заслуживающая почтительного внимания- мечтательно-сказочная притча "Легенда о пианисте". И сейчас авторы ОгласКи поделятся с вами своими впечатлениями от просмотра этого фильма.
Брюс Уэйн
Эта история рассказывает о человеке, который стал легендой, начав свой путь с самых низов. С самого рождения он был никем, но обрёл смысл жизни, который помог ему найти себя. Долгие годы он провёл, плавая на корабле, никогда не ступая на сушу и не слыша голос океана. Но это было не важно для него, ведь ему было достаточно того, что он жил музыкой. Корабль был его домом, частью его самого, и этого было вполне достаточно.
Музыка - это не просто искусство, это нечто большее. Это то, что позволяет человеку окунуться в свой мир, где он может чувствовать, создавать фантазии и просто быть собой.
Фильм "Легенда о пианисте" - это доброе, но в то же время печальное кино о непростой судьбе главного героя. Мальчик, который стал мужчиной, просто оставался хорошим и добрым человеком. В нём не было алчности, зависти или злобы, его сердце было чистым.
Потрясающая актёрская игра Тима Рота в роли Новеченто позволяет зрителю поверить во внутренний мир главного героя. Режиссёр фильма Джузеппе Торнаторе даёт зрителю понять, что люди в конце концов так или иначе покидают этот мир, огромный мир, где нет конца, а музыка живёт вечно. Музыка не умирает, фильм живой и, безусловно, заслуживает внимания зрителей.
S3S
Он ровный от начала до конца. Хотя у режиссера была возможность сделать так, что у нас был бы нескончаемый поток слез. При всей сдержанности, повествование вышло логичным и ненадоедливым. Герой просто не мог сделать другой выбор.
После просмотра принято искать смысл. Кто-то будет ругать 1900-го за трусость, а другой согласится с ним. Мне хочется сказать, принимайте людей такими, какие они есть. Не пытайтесь всех переделать под себя.
Смотрите. Наслаждайтесь. Отдыхайте.
MIB
Может, он и не вызовет бурю эмоций, но обеспечит уютное времяпровождение наедине со зрителем. Позволит ему отдохнуть ушами, глазами и сердцем. Иначе, на самом деле, и невозможно, при наличии-то великолепной музыки Марриконе, деликатесной и деликатной операторской работы, а также пронзительной актерской игры Прюитта Тэйлора Винса.
"Где же похвала для Тима Рота?", - возникнет у некоторых закономерный вопрос. И не зря. Так как от меня её не будет. Оставлю данную возможность своим коллегам. И скажу лишь, что, по мне, это лютый мискаст, невзирая на старательный перфоманс, в котором за потугами сорокалетнего актера никак не увидеть 27-летнего парня.
Пусть с момента выхода картины уже минуло два десятка лет и вот-вот закроется третий, он смотрится куда свежее, визуально вкуснее и интереснее современных собратьев, гоняющихся из раза в раз за громкими возгласами об инклюзивности, чьих-либо правах да превосходствах. Особенно здесь досталось "чёрным - людям одарённым" (цитирую кое-кого, не бейте только).
Пожалуй, восприму "Легенду" как оду, повествующую о таланте, который может скрываться в каждом из нас и открываться при крайне неожиданных обстоятельствах, посрамляя навешиваемые другими ярлыки. Однако, даже при насыщенной творческой деятельности, не стоит прятаться головой в песок и бояться покидать личный «кораблик», лишая себя жизни, любви, набитых шишек, опыта и различных открытий. Смотрите это, ведь каждый найдет тут что-что свое.
ANAMAZINGMAN
В данном случае, игре, которую надо было услышать, чтобы поверить. Игре, для которой нет копий и пластинок. Есть только легенды, рассказанные очевидцем. Фильм не просто так выглядит как сказка, где события кажутся неправдоподобными, даже лишёнными смысла. Ведь с годами история гениев своего дела превращается в миф, который, как бы сказал Гэндальф, не грех и приукрасить. Многие могут раскритиковать фильм за то, что дескать главный герой Новеченто без обучений научился играть как виртуоз, но не в этом суть. Сказка описывает саму фигуру, её значимость, и уж потом заботится о логике происходящего.
И действительно, с такой красивой историей и без того невероятная музыка становится ещё красивее. Мальчик, рождённый прямо в январе 1900-го, который всю жизнь прожил на океанийском лайнере, так и не ступив на сушу. Звучит как притча, после которой музыка пианиста становится ещё восхитительнее.
Мог ли рассказчик выдумать какие-то события или даже полностью гиперболизировать историю? Не исключено. Фильм волен на такие трактовки и поэтому на него можно взглянуть с разных сторон. Тут как в случае "Жизни Пи" можно выбрать или сказку, или реальность, где рассказчик просто придал ценности музыкальной трубе. Так или иначе, выходит интересно.
В любом случае, "Легенда о пианисте" - это яркая эпопея, мифологизирующая искусство и его творца. В такую сказку можно и не верить, но одно можно сказать точно, она цепляет своим изяществом и демонстрирует, в какую фигуру может превратиться автор после смерти. В фигуру, достойную легенд.
George
В "Легенде о пианисте" нет масштабных разрушений и экшена, но есть громадная драма человеческой души. Музыкально одарённый пианист (сыгранный Тимом Ротом) родился на корабле и прожил на нём всю жизнь, ни разу не сойдя на берег. Он досконально изучил мир на берегу, всё же предпочтя жизнь на плывущем по бескрайним морям лайнере.
Торнаторе как режиссёр рассыпал целую гамму эмоциональных и драматургических мизансцен, строящих весь основной сюжет. Его фильм - это симфония музыкальности, задушевных и философских диалогов, и что самое главное- искрящихся эмоций. Кино костюмно и декоративно объёмное. Но в центре всего превалирует удивительная драма. Если хочется задушевности, то фильм её непременно подарит!
Jon Smith
Он из другого времени- когда картины снимались для людей. Сейчас мне сложно представить, что бы кто-то снял подобный шедевр в наши дни. С первого кадра всё на экране наполняется жизнью. Так и хочется перемотать и еще раз пересмотреть. А уж какая музыка, играющая здесь далеко не последнюю роль. Композиции Эннио Морриконе звучат отлично. Возможно, не так ярко, как в "Однажды в Америке" или "Профессионал", но со своей работой справляются.
Кто удивляет больше, так это Тим Рот. Я привык видеть его в образах плохих парней. Но как он тут выдает себя за чудо-пианиста. Он горит своим делом, ему веришь. Меня даже посетила мысль, что сам музыкальный гений был выдуманным- он вроде легенды, которую все знают, но никто не видел в живую. Ощущение подобного сюжетного хода не покидало при просмотре. Почему же он не сошел на берег? Тут, я думаю, каждый найдет свой ответ. Мне в голову пришёл лишь мотив из "Пиратов карибского моря". Он, герой Тима Рота, стал одним целым с кораблем и без него (корабля) уже не мог творить, и играть свои замечательные шедевры. Как там говорилось: "Я уже часть команды, часть корабля".
Апогеем фильма лично для себя считаю дуэль с другим, не менее прославленным пианистом. Когда уже кажется, что схватка проиграна- герой Тима Рота выжимает из музыкального инструмента и себя максимум, да так что аж поджигает об струны сигарету. Браво!!!
PS: "Земля- это корабль слишком большой для меня. Я не смогу уйти с корабля. Мне легче уйти из жизни".
Stanley
Тим Рот, вероятно, исполнил свою лучшую роль. Его персонаж, 1900-й, не только виртуозный пианист, но и настоящая душа лайнера, его неотъемлемая часть. Без него лайнер «Вирджиния»- просто кусок металла. В итоге, лайнер становится символом одиночества и изоляции. Жизнь главного героя- это мелодия. Он способен через звуки музыки раскрыть все тайны человека, показать его нутро. И, пожалуй, одна из наиболее выдающихся сцен- та, в которой показано, как он это делает. Блестяще поставленная сцена, где мелодии Морриконе мастерски создают образы. И даже если вы смотрите её с закрытыми глазами, вы всё равно ощущаете и представляете эти образы.
Каждый рейс через него проходит тысячи людей, следующих за своей мечтой в Америку. А сам 1900-й подобен лайнеру, который никогда не ощущал твёрдой земли под собой, так как осознавал, что «каменные джунгли» способны разрушить его личность. И вот, почти пройдя рубикон, пианист передумал покидать свою сказку. И даже любовь не заставила его сойти на берег.
Сцена первой влюблённости очень лаконична, но в то же время полностью раскрывает чувства героя. За те почти четыре минуты, пока 1900-й исполняет своё произведение, он созерцает самое прекрасное создание, которое он видел за свою жизнь. Мелодия, что льется из под его клавиш, затрагивает все внутренние струны. И, как ни изнывало его сердце, «Вирджиния» не смогла отпустить его к другой. Но он обессмертил образ очаровательной незнакомки в музыке.
Однако, как только музыка утихает, и ты начинаешь задавать вопросы фильму, то всё начинает сыпаться. Что он ел и как жил все это время после того, как корабль списали? Его мотив, что у города нет конца, и это его пугает… А с океаном разве не тоже самое? Это очень воодушевляющая сказка, и об этом стоит помнить. Стоит ли задавать вопросы о судьбе человека, которого и не существовало?
Игорь Юрьев
Много комплиментов моими коллегами было сказано в адрес великолепного музыкального сопровождения от маэстро Морриконе, поэтому не хотелось бы повторяться, а уделить пару слов его экранному протеже в лице Новеченто.
Персонаж Тима Рота, на мой взгляд, наглядно отражает обратную сторону гениальности. Такой образ мышления, пожалуй, можно назвать «горем от ума»- когда человек, который чувствует музыку на клеточном уровне, для которого клавиши рояля- это способ выражать мысли и чувства абсолютно незнакомых ему случайных людей, который способен спонтанно выдавать гениальнейшие музыкальные импровизации, но при этом не понимает элементарных вещей, хоть немного выходящих за рамки шаблонов его незаурядного ума, отчего он сам для себя выковал тяжёлую невидимую цепь, которая не позволяет ему выйти за пределы корабля.
Лично для меня, в этом и заключается главный посыл фильма- нужно всегда уметь находить в себе силы, чтобы сделать первый шаг, выйти из зоны комфорта, встряхнуть свою размеренную спокойную жизнь и впустить в неё перемены. Нельзя проживать отпущенные тебе драгоценные дни с постоянным чувством страха совершить ошибку, с боязнью обжечься или выглядеть неловко, ибо существование в безопасном уютном футляре превращает тебя в зрителя, который сотни раз наблюдал, как другие люди сходят с трапа на землю, но своими собственными ногами так и не ощутил её твёрдости; в зрителя, который видел множество влюблённых пар, но сам, в силу природных робости и зажатости, так и не вкусил плоды этого высокого чувства. Человек, мысли коего постоянно одолевают страхи и сомнения, так и проведёт свои лета с ощущением, что в этом мире он не жил, а просто незримо присутствовал.
Бесподобно сыгранное и поставленное кино! Мои горячие аплодисменты Тиму Роту- лучшей главной (именно главной) роли в его исполнении, чем в этой картине Торнаторе, я так сходу и не вспомню. Надеюсь, что «Легенда о пианисте» прочно закрепиться в архивах не только итальянской, но и мировой кино-истории, поскольку такие фильмы обязательно нужно знать и смотреть.
Оценки по десятибалльной шкале:
Брюс Уэйн………….. 10/10
S3S…………………… 9/10
MIB…………………… 8/10
ANAMAZINGMAN….. 9/10
George………………. 9/10
Jon Smith……………. 9/10
Stanley………………. 7/10
Игорь Юрьев………. 10/10
Средняя оценка: 8,8 из 10.
Благодарим вас за внимание, и пусть ваша жизнь всегда будет наполнена хорошим кино!