KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия на фильм "Присутствие". Насыщенные будни призрака

03.02.2025

Надо признать, что жанр "ужасы" сейчас переживает новый виток своего развития. Истории о призраках, полтергейстах, и прочих потусторонних сущностях, терроризирующих людей, в силу различных обстоятельств оказавшихся на их территории, народу уже приелись, в связи с чем заметно увеличился спрос на хорроры, в которых поднимаются острые социальные проблемы. И, хотя прошлый год для подобного кино стал крайне успешным, поскольку такие незаурядные авторские фильмы ужасов, как "Субстанция" и "Еретик", нашли отклик у пресытившейся аудитории и были отмечены номинациями на престижные награды, но сами по себе хорроры с неким скрытым подтекстом отнюдь не являются чем-то новым.

Как минимум, на ум приходит лента "Оно" 2014-ого года выпуска (ни в коем случае не путать с одноимённой экранизацией книги Стивена Кинга!), которая помимо того, что достойно выполняла свою прямую функцию по нагнетанию ощущения страха и безысходности на зрителя, ещё и ненавязчиво несла в себе просветительскую мысль о печальных последствиях беспорядочной половой жизни. А уж после того, как на радарах киноиндустрии жирной точкой замелькала студия A24, количество выпускаемых авторских ужасов увеличилось многократно, а ленты этого поджанра, до тех пор воспринимавшиеся как причудливые редкие деликатесы, ныне стали регулярным гостем в расписании кинотеатров.

Пролистывая библиотеку A24, кто-то вспомнит трилогию Тая Уэста "Икс", "Перл" и "Максин XXX", кто-то фильмы "Реинкарнация" и "Солнцестояние" Ари Астера, кто-то - мистический триллер "Герой наших снов", но, если говорить лично обо мне, то я бы, конечно, в первую очередь упомянул "Маяк" Роберта Эггерса, в котором отлично показано, что с человеком может сделать длительная изоляция от людей и в целом от внешнего мира, когда нехватка простого дружелюбного человеческого общения начинает компенсироваться алкоголем.

Похоже, что не отставать от кинематографических трендов решил и Стивен Содерберг, который в принципе по своей творческой натуре является экспериментатором. После завершения знаменитой криминально-комедийной трилогии о Дэнни Оушене и его друзьях, Содерберг будто бы дал обет не привязываться к чему-то одному, а постоянно искать новый режиссёрский опыт, а потому жанровое разнообразие в его фильмографии стало весьма внушительным. Исключением из правил в данном случае можно считать разве что картину "Супер Майк: Последний танец".

В конце января нынешнего года Стивен Содерберг представил на суд общественности свою свежую работу- фильм ужасов "Присутствие"

Судя по имеющемуся описанию, нас ожидает история с вполне типичным сюжетом о том, как среднестатистическая семья вынужденно переезжает в новый дом и через некоторое время замечает наличие в нём паранормальной активности. Однако отличительной фишкой "Присутствия" станет то, что на сей раз всё действие будет показано от лица призрака, а не людей. Получилось ли у Содерберга направить эту идею в некое креативное русло, мы с вами попробуем разобрать в этом тексте.

Как я уже сказал, завязка у фильма весьма заурядная: семейство Пэйн в результате одной очень неприятной истории вынуждено поспешно искать себе новоё жильё и, когда им волею случая попадается дом в респектабельном районе по привлекательной цене, то супруги Крис и Ребекка решают не мешкать и перебираются туда со своими двумя детьми-подростками. Однако вскоре после переезда их эмоционально нестабильная дочь Хлоя, чья лучшая подруга незадолго до этого умерла при загадочных обстоятельствах, начинает ощущать присутствие в стенах этого дома некоей потусторонней сущности.

Вообще, сама по себе идея снять фильм от лица призрака не нова. Знаю, сейчас уже тяжело об этом вспомнить, но в те времена, когда Дэвид Лоури ещё не разменял талант на деньги и не ушёл на большую зарплату в Дисней, чтобы снимать всякую проходную чепуху, вроде сказки "Питер Пэн и Венди", он снимал интересное и самобытное авторское кино. В тот период в послужном списке Дэвида появилась достаточно любопытная лента "Страшилка" (оригинальное название "A Ghost Story"), в которой рассказывалось о призраке, решившем после смерти не отправляться в мир иной, а вернуться в свой дом и незримо наблюдать за всем, что там происходит.

Но, если картина Лоури была в большей степени философским высказыванием, причём не только на тему загробной жизни, но и о цикличности человеческого бытия в целом, то Содерберг при содействии известного сценариста Дэвида Кеппа, взяв за основу аналогичную идею, решил поиграть с жанрами.

Собственно, главная проблема "Присутствия", как и многих других фильмов без определённой жанровой принадлежности, заключается в неправильной рекламной кампании. Очевидно, что маркетологи, не понимая как раскручивать подобный продукт, решили пойти самым простым путём и делать акцент на наиболее привлекательной для массового зрителя стороне данной ленты. Все постеры новой работы Содерберга буквально кричат, что это хоррор, обещая всем купившим билеты в кино леденящее кровь зрелище. Увы, но это не соответствует действительности.

Если порассуждать о жанровой принадлежности, то я бы назвал "Присутствие" семейной драмой с лёгким налётом мистики

Поэтому заранее предупреждаю всех желающих пощекотать нервы, посмотреть на море бутафорской крови и ощутить как мурашки пробегают по спине, когда кто-то из героев бродит по комнатам в кромешной темноте, скрывающей под своим покровом пугающую неизвестность- если вы купите билет на "Присутствие" ради всего этого, то будете сильно разочарованы. Возрастное ограничение "18+" данное полотно получило только потому, что в нём есть сцены употребления наркотических веществ. Собственно, отсюда и растут ноги у столь разительного расхождения в рейтингах ленты на известном агрегаторе рецензий- профессиональные критики, чьи оценки в целом благосклонны, оценивали её как кино-эксперимент, а вот зрители, коим недобросовестные рекламщики обещали совсем другое, забросали проект тухлыми помидорами.

Весь фильм снят от лица призрака, который становится невидимым свидетелем медленного и печального угасания семейного очага его новоиспечённых "сожителей". У легендарной советской и российской рок-группы "Наутилус Помпилиус" была песня, которая начиналась с такого куплета:

"В нашей семье каждый делает что-то,

Но никто не знает, что же делают рядом.

Такое ощущение, словно мы собираем

Машину, которая всех нас раздавит"

Семейство Пэйн живёт точь-в-точь по заветам этих строк. Мать семейства Ребекка (Люси Лью) холит и лелеет своего сына Тайлера, полностью исключив из методов его воспитания кнут и оставив лишь пряник, отчего парень вырос нарциссичным единоличником, привыкшим что всё и вся ему приносят на блюдце, тогда как дочери Хлое материнское внимание достаётся лишь по остаточному принципу. А у отца Криса (Крис Салливан), напротив, куда более тёплые отношения с дочерью.

Вот и получилось, что в доме живёт ни одна крепкая дружная семья, а два враждующих друг с другом клана, в чьей повседневной бытовой иерархии места поддержки, сочувствия и взаимопомощи заняли безразличие, высокомерие и холодность. Даже когда призрак, ставший невольным свидетелем сцен из их семейной жизни, даёт о себе знать, круша мебель в какой-нибудь из комнат, то все эти кровные родственники вместо того, чтобы сплотиться перед лицом общей проблемы, всё равно продолжают собачиться, желая уколоть друг друга посильней.

Так что, "Присутствие" - это прежде всего история о постепенном разложении семьи, члены которой относятся друг к другу с явным пренебрежением

Просто все эти страсти отдельно взятого домашнего очага Содерберг решил поместить в слегка мистическую обёртку. А в финале они с Кеппом ещё и сподобились на щепотку остросюжетного триллера. Буду откровенен, с такой жанровой смесью этой парочке не удалось избежать некоторых клише, вроде введения в повествование сцены с обращением Пэйнов к экстрасенсу, обладающего способностью общаться с потусторонними силами. Если рассматривать "Присутствие" в каждом его жанровом проявлении по отдельности, то ни в качестве семейной драмы, ни в качестве хоррора, ни в качестве триллера фильм не реализовался в полной мере, поскольку многие сюжетные ходы, элементы и атрибуты всех трёх этих направлений прожжённые киноманы видели уже великое множество раз в других фильмах, а добавить что-то новое у Содерберга банально не хватило ни ресурсов, ни скромного хронометража.

Тем не менее, сказать, что Стивен своей работой просто решил на авось попытаться влететь в новомодную волну авторских ужасов тоже язык не поворачивается. Не принеся ничего кардинально нового в содержимое своего фильма, Содерберг весьма креативно подошёл к самой форме подачи материала. В "Присутствии" он выступает не только в качестве режиссёра, но ещё и оператором. Как и его коллега по цеху Роберт Земекис в своём последнем проекте "Тогда. Сейчас. Потом", Стивен тоже решил локализовать всё действие своей картины в пределах одного дома и снимать всё это на одну единственную камеру, за которой находился он сам.

На протяжении всего фильма эта камера с разной скоростью перемещается по дому, создавая эффект полёта призрака, который то в шкафу спрячется и будет оттуда наблюдать за кем-то из жильцов, то зависнет над кухонным столом во время ужина и подслушает их разговор, то, шутки ради, перенесёт какой-нибудь предмет с одного места на другое. Причём, все без исключения сцены, включая самые длинные, снимались одним дублем. Так что, с технической стороны Содерберг подошёл к созданию своего нового полотна весьма изобретательно, да и сама задумка тоже неплохая.

Так что, если оценивать "Присутствие" именно как режиссёрский эксперимент, то получилось вполне занятно, хотя финал картины, даже не смотря на нотку драматургии в последней сцене перед титрами, получился слишком уж стремительным, оставив ощущение, что создатели упустили хорошую возможность взвинтить градус напряжения и просто хотели уже побыстрее закончить своё творение абы как. Актёрские работы тоже особого восторга не вызвали, хотя тут причина кроется скорее не в самих исполнителях главных ролей, а в специфичности исходного материала. Поэтому, если выделять кого-то персонально, то я бы остановился на Каллине Лянг, воплотившей образ эмоционально неустойчивой Хлои, к чьей персоне призрак проявляет повышенный интерес- учитывая, что это всего лишь вторая роль Лянг в большом кино, её работа заслуживает похвалы.

В общем и целом, с творческой стороны у данной ленты отнюдь не так всё плохо, как это рисуют зрительские рейтинги на различных сайтах. На мой взгляд, "Присутствие" стало жертвой безграмотной маркетинговой кампании, в коей основной акцент делался на "ужасах", которых в фильме почти и нет. Это кино про людей и про их собственных, внутренних монстров, таких как гнев, гордыня, злоба, зависть, нетерпимость и равнодушие к ближнему. С этими "монстрами" мы запросто можем столкнуться в нашей повседневной жизни, а потому они гораздо опасней и страшней, чем какие-то потусторонние сущности.

За такой правильный посыл, а также за энтузиазм, в отсутствии коего обвинить Содерберга точно нельзя, ибо желание выйти за привычные рамки жанров и создать что-то оригинальное в "Присутствии" видно невооружённым глазом, создателям картины уже можно поставить «плюсик». Если, как зритель, вы восприимчивы к кино-эксперименту, то оценить свежую работу Стивена однозначно стоит.

Авторы: Игорь Юрьев
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

В Сочи стартовали съемки пятого сезона сериала "Мажор"
Павел Прилучный возвращается в роли мажора Игоря Соколовского
Звезда драмы "Анора" Майки Мэдисон назвала 10 любимых фильмов
Номинантка на "Оскар 2025" Майки Мэдисон поделилась своим Топ10
Рецензия на фильм "Присутствие". Насыщенные будни призрака
"Присутствие" стало жертвой безграмотной маркетинговой кампании
Леонид Брежнев и канцлер Германии спасут мир в сериале "Дорогой Вилли"
Многосерийный проект расскажет о том, как два политических противника спасли мир
Сериал "Рыцарь Семи Королевств: Межевой рыцарь". Что о нем известно?
В 2025 году состоится премьера новой главы в истории Вестероса
Лучшие российские и зарубежные сериалы февраля 2025 года. Часть 1
"Танго на осколках", "Аутсорс", "Дорогой родственник", Ю