В естественном привычном ходе жизни всё, как правило, имеет свойство развиваться поступательно. Данное утверждение касается и кинематографа в том числе. Это абсолютно нормальный процесс, когда режиссёр нащупывает свой стиль, экспериментирует и выходит на пик карьеры постепенно. Однако, к некоторым постановщикам громкий успех приходит слишком рано, и к числу таковых, пожалуй, можно отнести и Паоло Соррентино. До 2014-ого года Соррентино был малоизвестен за пределами родной Италии, но на международную кинематографическую арену Паоло ворвался стремительно и триумфально, представив на зрительский суд фильм "Великая красота", эпическую поэму о бессмысленности пресыщенно-праздного образа жизни и о душевной пустоте, залитой шампанским.
Эта лента принесла Соррентино "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", а вместе с ним и мировое признание. На первых порах после такого триумфа Паоло ещё сумел удержать высокую планку, сняв философскую притчу "Молодость", но, тем не менее, столь ранний успех, на мой взгляд, оказал на карьеру итальянского Мэтра дурное влияние, поскольку в дальнейшем вместо того, чтобы развиваться и двигаться дальше, Соррентино просто-напросто снова и снова пытался переснять "Великую красоту", очертания коей отчётливо просматриваются в каждой его последующей работе.
Вышедший в 2018-ом году "Лоро" по сути отличается от последней лишь тем, что в нём собирательный образ итальянского бомонда был заменён фигурой одного конкретного человека- эпатажного итальянского политика и бизнесмена Сильвио Берлускони, который даже в своём преклонном возрасте продолжал задорно отжигать на вечеринках в обществе соблазнительных юных нимф, годившихся ему во внучки. А в начале 20-ых годов Соррентино, попав под влияние новомодных голливудских трендов, решил предаться воспоминаниям о своих юных годах, когда весь его живший и дышавший футболом родной Неаполь заворожённо наблюдал за той магией, что творил на их городском стадионе Диего Марадона- так появилась на свет биографическая картина "Рука бога".
Этим фильмом, вставшим в один ряд с другими обласканными критиками автобиографиями, вроде драм "Рома", "Белфаст" и "Фабельманы", Паоло выписал поклоны глубокого почтительного уважения давним кумирам в лице легендарного аргентинца и своего идейного вдохновителя Федерико Феллини, не забыв при этом и ещё одного своего культового соотечественника Серджио Леоне, чья гангстерская эпопея "Однажды в Америке" неоднократно вскользь упоминается в "Руке Бога". Однако, за всем этим благоговением перед людьми, которые, по большому счёту, и так не нуждались в рекламе, крайне тускло и невыразительно выглядела сама история взросления будущего режиссёра, чьи взгляды и вкусы формировались под влиянием его, мягко говоря, маргинального окружения.
В связи со всем вышенаписанным, новая лента главного эстета европейского кино последних лет под названием "Партенопа" должна была дать ответ на простой, но важный вопрос: готов ли Соррентино наконец сделать столь необходимый шаг вперёд на своём творческом поприще , или же он так и намерен жить в миражах собственных прошлых успехов? Давайте же проанализируем эту картину, дабы найти на него ответ.
В одном очень состоятельном семействе, имеющем тесное родство с мэром города, рождается девочка, которую родители при рождении называют Партенопой, в честь сирены из древнегреческих мифов и по совместительству одной из покровительниц Неаполя. Когда Партенопа выросла, то, словно под стать своему имени, стала ангельски красивой девушкой, сводящей с ума всех окружающих её мужчин одной лишь своей лукавой улыбкой. Но поможет ли ей внешнее очарование обрести счастье и найти своё место в жизни?
Знаете, наиболее точно мои ощущения от просмотра этой картины сумел передать своей фразой один из её героев, сказавший следующее: "Красота может очаровать на десять минут, а потом вызывать раздражение следующие десять лет". Именно так у меня и произошло с этим фильмом. В первые полчаса "Партенопа" буквально обволакивает зрителя своей прекрасной визуальной составляющей, наполненной дивными видами Неаполя, но потом розовая пелена очарования с глаз спадает и становится ясно, что кроме привлекательной внешней оболочки данное творение ничего не может предложить, ибо оно пустое, как нарядная обёртка без конфеты внутри.
Думаю, вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда торжественно берущий слово оратор, желая блеснуть своим умом и начитанностью, хочет сказать обо всём и сразу, но, толи от волнения, толи по причине врождённого косноязычия, он формулирует свою мысль так нескладно и бессвязно, что по итогу получается ни о чём? Вот в такую ситуацию вляпался Соррентино в случае с этим фильмом. Вроде, в "Партенопе" поднимаются злободневные темы религии, напряжённых отношений между жителями северных и южных регионов Италии, экзистенциального кризиса и принятия человеком своей натуры, но всего этого Паоло коснулся настолько поверхностно, что в данном случае его рассуждения больше похожи на неловкие потуги казаться умнее и возвышеннее, чем оно есть на самом деле.
А, если учесть, что всех вышеперечисленных вопросов Соррентино так или иначе касался в своих предыдущих работах, то его свежее полотно выглядит ещё более вторичным. Даже его фирменное анекдотичное утрирование, показанное в сцене, где два влиятельных неаполитанских семейства, желая породниться, заставляют своих отпрысков прилюдно совокупляться, дабы каждый из новоиспечённых родственников смог убедиться, что объединяющий два аристократических рода наследник действительно зачат и через девять месяцев будет, так сказать, на подходе, выглядит максимально натужно и неуместно.
По логике режиссёра Партенопа в данной трактовке должна была стать олицетворением Неаполя и его жителей, а на деле же, как это не банально, оказалась лишь очередным воплощением беззаботно-праздного образа жизни, свойственного деткам представителей зажиточного класса. Хоть эта девушка и мила, но она настолько ослеплена красивой безбедной жизнью, что кажется, будто её уже никто и ничто не увлекает по-настоящему. К тому же, Соррентино вместо того, чтобы дать ей хоть как-то раскрыться, постоянно делает акцент на её идеальной внешности, оставляя зрителю возможность узнать характер Партенопы лишь через её отношения с многочисленными поклонниками, большинство из которых она держит на коротком поводке просто ради забавы и самоутверждения.
Ни толпе её экранных ухажёров, ни зрителю, ни даже самому режиссёру не интересен тот факт, что она по образованию антрополог и закончила институт по этой специальности с отличием, ибо Соррентино на протяжении всей ленты преподносит Партенопу именно как мифическую сирену, чья игривая улыбка дарит мужчинам манящие соблазнительные фантазии и предвкушение сладости брачных уз. Паоло фактически превратил свою героиню в обычный объект вожделения и на протяжении двух с лишним часов занимается её объективацией, из-за чего сама Партенопа стала наглядной иллюстрацией содержания всего фильма- такая же красивая и пустая.
К тому же, таким поверхностным и топорным подходом к персонажу, постановщик ещё и до кучи оказал медвежью услугу начинающей актрисе Селесте Далла Порта, для которой роль Партенопы стала дебютной в большом кино. И этот дебют, по прямой вине Паоло, никак нельзя назвать удачным, поскольку, очевидно именно с режиссёрской подачи, всё что нужно было делать Селесте после команды "Мотор!", это просто мило игриво улыбаться и вести себя как роскошный изящный предмет интерьера, навроде нарядной подвижной куклы. Вне всякий сомнений, после участия в этой ленте для Далла Порта будут открыты двери всех без исключения модельных агентств, но вот актёрскую карьеру "Партенопа" ей может загубить прямо на корню. Хотя, справедливости ради, должен отметить, что схожая судьба коснулась и всех прочих персонажей фильма.
В частности вот Гэри Олдман, исполнивший роль запойного писателя Джона Чивера, тоже здесь присутствует исключительно как атрибут кинематографической роскоши. Такое впечатление, что Соррентино просто нужна была в его проект большая и узнаваемая голливудская звезда, а уж как таковую использовать было для него дело последним. Вот по итогу и получилось, что Олдман, чьё имя красуется на всех постерах фильма, не получив и пяти минут экранного времени, запомнился по итогу лишь своей подпитой усталой физиономией.
Да и в целом, на протяжении всего просмотра не покидало ощущение, что я смотрю не кино, а наблюдаю за красивой подвижной картиной, на которой пышно одетые богатые люди создают иллюзию некой значительной занятости и глубины. Однако, каждый штрих этого полотна, словно, живёт своей жизнью, отчего сколь-нибудь цельная композиция на экране не выстраивается, а потому, когда начинают идти финальные титры, то всё увиденное воспринимается исключительно как познавательный интерактивный экскурс по Неаполю и его задворкам, не подкреплённый какой-либо внятной художественной подоплёкой.
Единственными участниками проекта, которым здесь действительно было чем заняться- это оператор Дарья Д`Антонио, то и дело вылавливающая прелестные виды Неаполя, служащие чуть ли не единственной усладой для глаз, и, собственно, самому одиозному архитектору в лице Соррентино, которому всё ещё нельзя отказать в умении эффектно выстраивать мизансцены и создавать на экране торжество эстетики.
Но, как я уже неоднократно подчёркивал, визуальная привлекательность не может компенсировать отсутствие смысловой нагрузки, которая у "Партенопы" исчерпывается всего лишь одной толковой мыслью о том, что молодые беспечные годы скоротечны, что ты даже не успеешь оглянуться, как уже станешь седым. На этом багаже фильм и выезжает на протяжении всех двух с лишним часов хронометража.
А вот другой, не менее важный жизненный урок, гласящий о том, что если творческий индивидуум на протяжении десяти лет придерживается одних и тех же взглядов и художественных приёмов, то из новатора он превращается в обыкновенного отсталого от жизни человека, Соррентино, судя по всему, усвоил плохо. "Великая красота" вышла уже более десяти лет назад, но Паоло продолжает настойчиво блуждать по ней, тешась призрачной надеждой найти в её закоулках новый источник для вдохновения. Если итальянский Мэтр продолжит в том же духе, то поздний этап его творчества однозначно закрепит за ним прозвище "Затерянный в Великой красоте".
P.S. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех пользователей и администрацию нашего по-домашнему уютного портала С Новым Годом! Пусть в 2025-ом вам всегда будет сопутствовать успех во всех ваших инициативах и начинаниях, а ваша жизнь будет наполнена хорошими фильмами, сериалами и играми! Счастья, добра и мира вам и вашим семьям!