Что ж, друзья, вот и тихой неотвратимой поступью подкрался декабрь, а это значит, что совсем скоро нас всех затянет в приятный суетный водоворот из ёлок, мандаринов, оливье и прочих предновогодних хлопот. Тем не менее, для нас, киноманов, наступление первого месяца зимы означает ещё и открытие того сезона, когда на больших и малых экранах начнут выходить картины, которые будут потенциальными участниками грядущего наградного сезона. Уже совсем скоро мы с вами начнём делать ставки на "Оскар", "Золотой глобус" и Премию KinoNews, попутно ударяясь в горячие обсуждения о том, какие фильмы, актёры и режиссёры больше других заслуживают получить почётные награды. Пока же давайте обратимся к теме более локальной. В конце ноября до отечественных кинотеатров добралась лента "Птица", обещающая стать одной из видных фигур на шахматной доске приближающихся престижных премий.
Даже не зная приблизительного содержания этой картины, она всё равно приковывает к себе внимание как минимум тем, что в её актёрском составе числится один из самых талантливых и многогранных актёров своего поколения Барри Кеоган. К своим тридцати двум годам Барри уже успел засветиться в фильмах из вселенных Марвел и DC, но, что весьма отрадно, предпочтение он, прямо как и Хоакин Феникс до получения заветной оскаровской статуэтки, всё же отдаёт именно авторскому кино. В этой стихии Кеоган чувствует себя, как рыба в воде, и продолжает планомерно двигаться к главным актёрским наградам. В позапрошлом году он нисколько не потерялся на фоне своих более мастистых и именитых соотечественников Колина Фаррелла и Брендана Глисона в меланхоличной экзистенциальной драме "Банши Инишерина", а годом позже выступил уже в амплуа полноценной первой скрипки в фильме "Солтберн", получив за свою роль заслуженные номинации на "Золотой глобус" и BAFTA. Вполне возможно, что "Птица" станет для Барри очередной ступенью на пути к оскароносной вершине.
Андреа выросла в неблагополучной семье, и трудное детство оставило отпечаток в том числе и на её творчестве. Короткометражный фильм "Оса", принесший Арнольд премию "Оскар" в соответствующей номинации в начале двухтысячных, рассказывает о тяготах жизни молодой многодетной матери, и, как признавалась сама Андреа, он был основан на её собственных детских воспоминаниях. Более же широкой аудитории эта постановщица стала известна после выхода роуд-муви "Американская милашка", повествующем о группе отвязных беззаботных ребят, которые колесят по американским штатам, пытаясь продавать людям подписки на журналы, а в перерывах между работой устраивающих дикие оргии. Этой лентой Арнольд оставила недвусмысленный посыл, что такие вот люди, проповедующие бунтарско-раздолбайский образ жизни помноженный на безмерную жажду лёгких денег, лучше всего отражают саму сущность Америки, как бы старательно политические элиты не пытались это скрыть за красивой респектабельной ширмой напускной цивилизованности.
В своей свежей работе Арнольд решает погрузить зрителя в суровые реалии жизни английских трущоб, растянувшихся на весьма большой площади в графстве Кент. Там в многоквартирном доме, который находится в столь плачевном состоянии, что если бы его увидел русскоговорящий человек, то, вероятнее всего, назвал бы такой дом "хрущёвкой", живёт двенадцатилетняя девочка Бэйли. Её отец Баг (Барри Кеоган)- безработный. К тому же, он увлёкся новой пассией и готовится к свадьбе, веря в то, что все свадебные расходы он сможет покрыть, продав кожные выделения жабы, которую он повсюду таскает с собой (якобы, это очень ценный ресурс для фармацевтических компаний). Старший сводный брат Бэйли вступил в банду, считающую себя местными "блюстителями закона". Жизнь девочки больше похожа на бездонный стакан, полный безнадёжности и одиночества, но при том лишённый хотя бы крошечной иллюзорной возможности изменить всё это. Единственной отдушиной для Бэйли становится случайное знакомство со странным парнем по прозвищу "Птица" (Франц Роговски), с коим у неё завязывается некое подобие дружбы.
Признаюсь, что после выхода из кинозала я на первых порах посчитал "Птицу" своеобразным духовным продолжением "Американской милашки". Но, хорошенько обмозговав всё увиденное, я пришёл к выводу, что по своему содержанию лента имеет куда большего общего с такими картинами, как "Город Бога" и "Бьютифул", а если копнуть ещё глубже, то можно увидеть тесное родство "Птицы" с пьесой замечательного русского классика Максима Горького "На дне". Всех героев фильма можно отнести к тому социальному слою, который принято называть маргиналами, юродивыми, или же быдлом, плодящим нищету. А те кварталы, где происходит всё действие, одним лишь фактом своего существования ставят шах и мат всем заявлениям о том, что европейские культура и менталитет являются высшей ступенью цивилизации и образцом для подражания.
Безусловно, сюжетная ветка о взаимоотношениях Бэйли и "Птицы" тоже важна, но она скорее является лишь одним из штрихов той печально-пугающей картины, что открывается по мере просмотра. По сути, Андреа Арнольд подготовила для зрителя очень обстоятельный и детализированный экскурс по британскому гетто. Границы нравственности и морали в этих местах размылись настолько, что стали для жителей трущоб предметом роскоши, которую они не могут себе позволить. Каждый ребёнок, рождённый в этих кварталах, уже с пелёнок вынужден учиться выживать, поскольку бедность, пьянство, наркомания и криминал у здешнего населения стали частью культурного кода. То, что мальчики уже в подростковом возрасте начинают сколачивать банды, занимающиеся разбоем и мелким хулиганством, а девочки к наступлению совершеннолетия могут перенести две беременности- это всего лишь повседневные реалии образа жизни среднестатистического жителя гетто. Тут, думаю, важно будет отметить, что Андреа Арнольд сама является уроженкой графства Кент, а потому столь мрачный и жестокий портрет британских трущоб нельзя списать на режиссёрскую фантазию- это чистой воды реализм.
В тех условиях, когда ребенку с того момента как он обретает мало-мальскую самостоятельность и хотя бы примитивные зачатки самосознания приходится смириться с тем, что как только он покинул материнскую утробу, то судьба сразу же подсунула ему заведомо проигрышный лотерейный билет в игре под названием "жизнь", что он всего лишь нежеланный плод краткосрочной страсти, который в столь жестокой и агрессивной окружающей среде предоставлен только самому себе. Отнюдь не случайность, что по мере продвижения истории оператор очень часто выхватывает кадры с парящими в небесах птицами, поскольку для Бэйли они являются символом свободы и возможности спонтанно вспорхнуть и улететь куда-то далеко-далеко, в лучшие края. Финал фильма совершенно обезоруживает, поскольку Арнольд умышленно сделала его двусмысленным, чтобы каждый зритель, отталкиваясь от собственного жизненного опыта и убеждений, сам решил в какую концовку этой истории ему больше хочется верить.
Юная дебютантка Никия Адамс, примерившая на себя роль Бэйли, смогла достоверно воссоздать образ боевой девчонки с района, которая привыкла решать все проблемы самостоятельно, не полагаясь на кого-то другого. Однако настоящими и безоговорочными звёздами этого фильма стали два актёра второго плана- это Барри Кеоган и Франц Роговски. Хоть я уже и имел представление о способностях Кеогана, но Барри всё равно продолжает поражать разнообразием своего актёрского арсенала. Если в прошлом году многие восхищались тем, как он отжигал в образе хитрого дальновидного интеллектуала, который без труда обвёл вокруг пальца семейство изнеженных размякших аристократов, то в "Птице" у него была роль абсолютно противоположная.
Здесь ему надо было перевоплотиться так, чтобы он мог зайти в паб где-нибудь в английской глубинке и мгновенно сойти там за своего. И у Кеогана это получилось блестяще, поскольку всем своим поведением на экране он олицетворяет то самое вульгарное быдло, на которое даже представители среднего класса смотрят в лучшем случае со снисхождением. Что же до Франца Роговски, то его персонаж оказался чуть ли не единственным оплотом света и доброты, ставшим лучиком надежды для девочки с трудным детством. С самого первого своего появления на экране Франц производит впечатления парня не от мира сего, который совершенно не вписывается в атмосферу суровых реалий и нравов гетто. Своим перфомансом Роговски удалось привнести немного тёплых светлых красок, дабы хоть как-то уравновесить общую мрачность всего полотна.
Если подводить итог, то "Птица" определенно относится к тем фильмам, после просмотра которых для вынесения вердикта категорически нельзя мыслить поверхностными категориями "хорошо" или "плохо". Это необходимое кино, которое поднимает очень актуальную проблему социального расслоения в стране первого мира. Учитывая столь злободневную тематику, эту ленту вполне можно представить потенциальным участником расширенных списков на различных престижных кинопремиях. Тем не менее, важный социальный посыл отнюдь не отменяет художественных достоинств этого кинополотна, главным из которых, лично для меня, стала актёрская работа Барри Кеогана, чей герой в этой картине буквально переливается всеми оттенками британской грязи. Как минимум ради этого "Птицу" однозначно стоит посмотреть.