Думаю, никто не станет спорить, если я скажу, что фильмы об аферах и грандиозных аферистах уже давно выделились в отдельный поджанр. Так уж получилось, что на рубеже двадцатого и двадцать первого века голливудские мастера с разницей в три года выдали сразу две шикарные ленты о виртуозных мошенниках, сумевших превратить обман в высокое искусство- "
Талантливый мистер Рипли"
Энтони Мингеллы и "
Поймай меня, если сможешь"
Стивена Спилберга. Главные герои этих историй, Том Рипли и Фрэнк Эбигнейл, умели настолько искусно пускать людям пыль в глаза, что казалось, если хотя бы половину той энергии, что они тратили на обман людей, направить в какое-то честное законное дело, то любой из них без труда бы в нём преуспел. Но у обоих этих героев была схожая черта- они жаждали роскошной жизни при минимуме затраченных усилий, а потому усердному труду предпочли скользкий путь обмана.
Том и Фрэнк научились очень ловко использовать несовершенства правоохранительной и судебной систем, не чураясь при этом никаких средств, вроде подделки подписей, печатей, банковских чеков и паспортов. А уж по части психологических манипуляций они вообще были большими мастерами- без труда втирались в доверие к посторонним людям и, подобно хамелеонам, могли моментально приспособиться к любой ситуации, за счёт чего им удавалось выдавать себя за абсолютно других людей, водить за нос своих жертв и отводить от себя подозрения полиции. И вот, спустя четверть века после выхода прекрасной ленты с
Мэттом Дэймоном, история Тома Рипли получила ещё одно воплощение, но на сей раз уже в формате мини-сериала.
Признаюсь честно, изначально целесообразность создания этого телешоу у меня вызвала небезосновательные вопросы- всё-таки, роман
Патриции Хайсмит уже имел вышеупомянутую шикарную экранизацию с Дэймоном. К этому фильму, как и к прочему творчеству Энтони Мингеллы, который помимо "Талантливого мистера Рипли" поставил ещё оскароносную ленту "
Английский пациент" и масштабную историческую картину "
Холодная гора", рассказывающую трагическую историю любви, развернувшуюся на фоне кровопролитной гражданской войны в Соединённых Штатах, я отношусь крайне положительно. Для сериала исходный материал требовалось как следует переработать, дабы у искушённого зрителя не возникло ощущение, что ему просто решили подсунуть знакомую историю в слегка видоизменённой обёртке.
Однако на оптимизм настраивал тот факт, что эту работу доверили очень грамотному сценаристу
Стивену Зэйллиану. Да, Стивен не принимал участия в создании двух упомянутых мною в первом абзаце картин, но зато он причастен к другому признанному шедевру Спилберга, "Списку Шиндлера", а кроме того он вполне успешно сотрудничал с
Ридли Скоттом,
Дэвидом Финчером и
Мартином Скорсезе. Последнему он, к слову, помогал с адаптацией для экрана книги "Я слышал, ты красишь дома", которая легла в основу фильма "
Ирландец". В "Рипли" сам Зэйллиан также выступил в качестве постановщика всех серий.
Итак, действие сериала разворачивается в Италии, куда по поручению успешного судостроителя Герберта Гринлифа приезжает авантюрист и мелкий мошенник Том Рипли.
Задача перед Томом стоит весьма специфическая: в одном из итальянских курортных городков уже несколько лет, тунеядствуя и проматывая родительские деньги, живёт сын Гринлифа по имени Ричард (для друзей Дики), и Герберт, ошибочно приняв Тома за одного из университетских друзей своего непутёвого отпрыска, попросил его за хорошее вознаграждение отправиться в Италию, разыскать Ричарда и убедить сбившееся с истинного пути чадо вернуться домой, так сказать, под родительское крыло. Однако же встретившись с Ричардом и пообщавшись с ним непродолжительное время, смекалистый Том понял, что может стрясти с этого избалованного папиного сынка куда большую выгоду, а потому решает задержаться в Италии.
Первое вроде бы простое, но в тоже время гениальное нововведение, которое сделал Зэйллиан в качестве постановщика- это решение снять сериал в чёрно-белом цвете. Такая цветовая гамма кардинально изменила стилистику истории Тома Рипли, поскольку чёрно-белые тона сняли ореол очарования, а также толстый слой лоска и гламура с величественных улиц Италии. Из магнита, притягивающего к себе тысячи туристов, а также любителей живописи и древней архитектуры, эта страна превратилась в мрачный античный лабиринт, который в некотором смысле является отражением внутреннего мира главного героя.
Органично дополняют портрет сериала такие детали, как относительно малое количество привычных глазу пейзажных съёмок, аскетичные декорации и минимальное количество актёров массовки, присутствующих в кадре- всё это создаёт ощущение, что ты смотришь камерный нуарный триллер с элементами детектива. И, вопреки моей любви к ленте Мингеллы, я должен сказать, что столь неожиданная манера подачи материала села на костяк истории Тома Рипли также идеально, как садится на плечи состоятельного аристократа наглаженный сшитый на заказ смокинг. Тем не менее, должен сразу честно предупредить, что первые две серии шоу немного пробуксовывает, поэтому всем любителям стартовать с места в карьер их придётся перетерпеть. Зато, начиная с третьей серии, проект набирает крейсерскую скорость, а градус напряжения планомерно возрастает и держит такую планку вплоть до самого финала.
Еще один важный аспект, над которым Зэйллиан провёл капитальную работу- полностью переработал характеры центральных персонажей. И в особенности эта работа отразилась на психологическом портрете самого Тома. В той трактовке образа Рипли, который двадцать пять лет назад воплотил на экране Мэтт Дэймон, Том тоже был виртуозным обманщиком, однако в его душе всё ещё тешилась почти детская наивность. Познакомившись с Дики, он искренне верил, что сможет завязать с этим богатым избалованным гулякой настоящую крепкую дружбу, что сумеет влиться в кампанию его друзей, которая состояла из таких же обалдуев, не имевших за душой ничего кроме бездонного родительского кошелька, и стать в их кругу своим, хотя многие из представителей этой "золотой молодёжи" после непродолжительного общения с Томом понимали, что он не из их клуба обеспеченных наследников. Том боготворил Дики как брата, но не получил взаимности, что и побудило его в последствии совершить всё то, что он совершил в дальнейшем. Его многоуровневая афера была во многом импровизированной и спонтанной. Можно даже считать её эдакой "пробой пера".
Рипли из той версии, что представил в сериале Эндрю Скотт, не обладает такой чертой, как наивность.
Он пребывает на итальянское побережье уже будучи состоявшимся мошенником, которого в эту рисковую поездку вынудил отправиться не только солидный гонорар, обещанный ему Гербертом Гринлифом, но и тот факт, что в Штатах у него уже были проблемы с законом. Он очень строг и расчётлив. Каждый взгляд сериального Рипли на представителя более обеспеченного класса- этот тот взгляд, каким обычно смотрит хищник на ничего не подозревающую жертву. И, благодаря знакомству с Дики, эта акула попадает в самые благодатные для неё воды- в круг отпрысков с баснословным приданным, чьи родители, будучи занятыми усердным зарабатыванием этих самых денег, в воспитательном процессе придерживались простого принципа, что дети- это цветы жизни; сорви их и до наступления совершеннолетия подари сиделкам, няням, частным воспитателям, многочисленным репетиторам и прочим посторонним людям, которые научат их хорошим манерам, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах, но не смогут привить им правильные жизненные и семейные ценности, ибо это, как ни крути, работа родителей.
Естественно, в подавляющем большинстве случаев из такого "цветочка" по итогу вырастает большой жирный сорняк, чьи недостатки в воспитании проявляются в виде завышенного уровня вседозволенности, избытке лени и недостатке ответственности, а также полном неуважении к родителям и их труду. Именно у такого человека, который уже прекрасно умеет тратить чужие деньги, но даже близко не представляет, каким трудом они достаются, атрофируется чувство их ценности, а потому он без малейших подозрений впустит в свой дом кого-то вроде Тома Рипли, без сопротивления даст себя облапошить и даже не поймёт, что сам остался в дураках. Том это прекрасно понимает, а потому в обществе юных мажоров, которые под высокопарным предлогом о поисках своего места в жизни и саморазвитии просто проматывают родительское состояние, он чувствует себя, как рыба в воде.
Только у сериального Рипли, в отличие от киношного, напрочь отсутствует чувство сострадания, ему чужды привязанности и уж тем паче раскаяние в содеянном, а потому паутина из всех его обманов и хитрых махинаций сильно смахивает на большое цельное полотно, создатель которого, не привыкши полагаться на фарт или слепую удачу, взвешенно продумал в нём абсолютно каждую мелочь на два шага вперёд. Так что, создателям сериала удалось показать по-настоящему опасный, можно даже сказать пугающий образ Тома Рипли. Во многом этому поспособствовал выбор на эту роль Эндрю Скотта. Знаете, я даже не могу сказать, что Эндрю выдал какой-то мощнейший перфоманс, просто его природа наградила такой внешностью, с коей сам Бог велел играть отрицательных персонажей. Мне кажется, что это тот случай, когда образ главного героя изначально прописывался под конкретного актёра, и тот попал в него просто идеально, ибо холодное невозмутимое лицо Скотта и его каменный пугающий взгляд, который чёрно-белые тона подчёркивают ещё сильнее, в нескольких сценах прямо пробирали до мурашек. Искренне надеюсь, что после очередного круто сыгранного антигероя, Эндрю не превратится в заложника одного образа и не попадёт у голливудских режиссёров в список "дежурных" злодеев, в коем уже оказались
Мадс Миккельсен,
Кристоф Вальц и
Даниэль Брюль.
Что касается других ключевых персонажей, то их портреты и характеры также были заметно освежены.
Если в прошлой киноадаптации в роли Дики Гринлифа блистал
Джуд Лоу, представивший своего героя неугомонным взбалмошным холериком, плещущим на всех окружающих его людей своей страстной харизмой и, даже не смотря на солидный счёт в банке, никогда не выпячивающим своё благородное происхождение и барские манеры, ухитряясь абсолютно для каждого встречного человека казаться своим в доску парнем, то сериальный Дики является полной ему противоположностью. Здесь Джонни Флинн изобразил как раз чистой воды прагматичного аристократа, делающего, откровенно говоря, бездарные потуги чего-то добиться в изобразительном искусстве. Не могу сказать, что Флинн как-то блещет актёрской игрой, ибо такая трактовка персонажа этого и не подразумевает- от него больше требовалось просто солидно смотреться в кадре, чего совершенно точно нельзя сказать про Джуда Лоу, который за роль Дики в своё время получил номинацию на "Оскар". В целом, ту же характеристику, что и Флинну, можно дать
Дакоте Фаннинг, сыгравшей Мардж Шервуд, девушку Дики. Картину Дакота не портит, но и чего-то выдающегося не делает, дабы запомниться. Осталось впечатление, что создатели сериала сознательно ограничили экранное время героев второго плана и прописали их ровно настолько, чтобы роль первой скрипки всецело была у Эндрю Скотта. И, надо сказать, что этот ход себя оправдал.
Да и в общем, с учётом того, что "Рипли" я начал смотреть больше из праздного интереса, нежели из-за высоких ожиданий, сериал оставил очень хорошее впечатление, граничащее с восторженным.
Стивен Зэйллиан провёл мастер-класс по преображению старой, хорошо знакомой истории, дополнив её множеством деталей и неожиданно попавшим в яблочко антуражем, который по трейлерам выглядел не очень уместно. На выходе получился мрачный напряжённый триллер, соответствующий всем канонам жанра и потенциальный претендент на почётные лавры грядущего наградного сезона в своей категории. В этом проекте на высоком уровне оказались практически все его составляющие, начиная со сценария и заканчивая мастерской работой ветерана операторского цеха Роберта Элсвита, сумевшего выловить множество кадров, которые смотрятся очень эффектно даже в неброских черно-белых тонах. Поклонникам серии книг Патриции Хайсмит этот сериал однозначно можно заносить в раздел "must see".