Антиутопия – жанр, описывающий место, которое представляется отталкивающим, неприятным и вообще нежелательным. Что в литературе, что в кино – антиутопия выпускает критические стрелы в адрес политики, экономики, религии, экологии и многих других областей общественной жизни. Финансовый портал "Выберу.ру" решил составить свой топ фильмов-антиутопий, которые не только заложили основы жанра, но и продолжили развивать его. Итак – 13 фильмов (и сериалов!), с которыми обязательно стоит ознакомиться.
Альфа и омега научной фантастики и антиутопических фильмов, как поджанра. Экранизация
Фрицем Лангом одноимённого романа его жены, Теа фон Харбоу. По сюжету гигантский город-государство "
Метрополис" разделён на две части – наземную и подземную. Наверху живут богатые – "золотой миллиард". Внизу – пролетариат, обслуга города. Социальный взрыв, кое-как сдерживаемый религиозной проповедницей Марией, неизбежен, но хозяин города, промышленный магнат Джо Фредерсен, желает его ускорить, выбив у рабочих последнюю (духовную) опору в жизни и окончательно ужесточив для них законы. Однако у сына правителя города есть свои соображения по поводу того, как изменить общественное устройство Метрополиса. В лучшую, разумеется, сторону.
Почему стоит смотреть?Вышедший на экраны в 1927 году, этот немой фильм продолжительностью более 2 часов сразу дал понять, что будет создавать стандарты, которых раньше не было и ломать те, которые в фантастическом кино уже были кем-либо созданы. Это фильму и навредило – "
Метрополис" поначалу просто не поняли. Понимать начали постепенно и помимо библейских мотивов в фильме увидели послание о необходимости социально ориентированной экономики (в финале на экране появляется фраза о том, что "посредником между головой и руками должно быть сердце"). Увидели не зря – американские кинопрокатчики объявили фильм пропагандой марксизма и коммунистических идей.
В ближайшем будущем работа пожарных будет заключаться не в тушении пожаров, а в сжигании книг. Литература (любая!) будет рассматриваться в качестве опасности №1 для общества, которое ценит бессмысленный конформизм и поверхностное счастье, дни и ночи напролёт проводя за просмотром интерактивного телевидения. Но внезапно пожарник по имени Гай Монтэг начинает задумываться о том, что-то идёт неправильно…
Почему стоит смотреть?Фильм поднимает вопросы так называемой "медиаэкономики" – дисциплины, изучающей СМИ, как отдельную отрасль рыночной экономики и сам феномен её влияния на зрителя и борьбы за зрительское внимание. В центре внимания книги и фильма – Homo consumericus: "человек потребляющий". Потребляющий телевизионный контент. Книги, сжигаемые в фильме пожарными, расцениваются как конкуренты интерактивным телевизионным экранам в каждом доме. Читать и обдумывать прочитанное? Слишком долго и неэффективно. Телевидение донесёт до тебя всё, что нужно, достаточно сидеть и слушать. Разговаривать? Гулять по улицам? Лучше не стоит. Ведь это тоже свободное время, которое можно потратить на просмотр очередного телешоу.
В искусственном мире под огромным куполом, построенном после ядерной войны, молодые и полные сил люди проводят дни в приятном безделье, а всю работу за них выполняют машины. Но есть нюанс: когда "молодым и красивым" исполняется 30 лет, их торжественно…убивают в ходе странного ритуала под названием "Преображение в огненной Карусели", дабы избежать перенаселения искусственно созданного пространства для жизни. Офицер службы безопасности по имени Логан-5, выслеживает беглецов от "Карусели" и внезапно обнаруживает, что он и сам становится кандидатом на "Карусель"…
Почему стоит смотреть?"
Бегство Логана" – один из первых, скрытых кинонамёков на такие пороки современной экономики, как искусственный дефицит ресурсов, скрытый контроль над рождаемостью, социальный контроль и многочисленные ограничения. С учётом того, что всё это происходит под искусственным куполом, созданным после ядерной войны, сразу вспоминаются многочисленные ковидные ограничения в разных странах мира и, в первую очередь, в Китае, где противоковидные меры не решались снимать очень и очень долго. В "Бегстве Логана" происходит примерно то же самое – жителям купола словно забыли сообщить, что внешний мир уже давным-давно очистился от радиации…
Будущее. На улицах Британии идут непрекращающиеся войны уличных подростковых банд. Главный герой фильма – Алекс ДеЛардж, главарь одной из таких группировок. Он жестокий социопат, но попутно ещё и большой эстет, любитель классической музыки. Попав в тюрьму, Алекса приговаривают к экспериментальному лечению от насилия, прививая ему буквально физиологическое отвращение от жестокости в любой форме. Что приводит к обратному результату: теперь он не в силах даже элементарно защитить себя от насилия со стороны других, лечить которых вроде, как и никто пока не думает…
Почему стоит смотреть?На первый взгляд в истории Алекса ДеЛарджа не прослеживается тем чисто экономического характера. Но это лишь на первый взгляд. В романе спрятана популярная (вернее – популистская) идея о том, что если тюрьма, это экономически дотационное учреждение, то избавление от тюрем (или серьёзное уменьшение их количества) снимет с общества дополнительное бюджетное бремя. Да, финансирование тюрем действительно требует значительных бюджетных расходов. Однако, избавление от тюрем, уменьшение их количества с заменой на "экспериментальное лечение" не будет ни экономически выгодным решением, ни эффективным.
2019 год. Лос-Анджелес. Пропитанный кислотными дождями мегаполис, простое население которого страдает от низкого уровня жизни. Рик Декард – бывший охотник за головами, специализирующийся на выслеживании и поимке искусственных людей, известных как репликанты. Группа таких людей во главе с Роем Бэтти в исполнении
Рутгера Хауэра недавно объявилась в Лос-Анджелесе. Они хотят продлить свой и без того маленький срок жизни – всего четыре года…
Почему стоит смотреть?Репликанты из "Бегущего" могут показаться слегка утрированным воплощением трудовых мигрантов или же просто представителей третьего мира, которые тоже борются за свои права и хотят для себя лучших условий жизни, чем те, которые у них уже есть. Репликанты в фильме сталкиваются с постоянной дискриминацией, лишением прав и эксплуатацией со стороны человеческого общества. И именно поэтому основная идея "Бегущего по лезвию" – это идея социальной справедливости, прав человека и вопросов о недопущении эксплуатации и дискриминации человека по возрастному, национальному или социальному признакам.
Выпущенный в конце эпохи Рейгана фильм "
Чужие среди нас" представляет собой резкую критику корпоративного капитализма, поданную в виде оригинальной идеи о скрытом вторжении инопланетян. При этом вторжение не вот-вот начнётся или уже началось, а уже…завершилось. Люди же об этом не знают. А те, кто догадывается, вынуждены подвергать свою жизнь опасности, как члены подпольного Сопротивления. К ним то и попадает бродяжничающий в поиске работы строитель по имени Нейда…
Почему стоит смотреть?"
Чужие среди нас" – любимая картина сторонников всемирного заговора, в котором кто только не участвует. С одним условием: их никто не должен видеть – именно на этой условности и строится сюжет и именно эту условность главный герой случайно нарушает. И весь тот ужас, который перед ним предстаёт, замешан именно на экономической несправедливости. Правда, в отличие от мрачных постапокалиптических картин того же "
Бегущего по лезвию", в "
Чужие среди нас" инопланетяне-колонизаторы и примкнувшие к ним "богачи-коллаборационисты" отвлекают внимание людей бытовыми потребительскими благами…
Труман Бёрбанк в исполнении
Джима Керри думает, что живёт нормальной жизнью в маленьком живописном городке, но на самом деле он невольная звезда самого популярного в мире реалити-шоу, разворачивающегося на самой большой в мире съёмочной площадке. Его создатель – некий Кристоф, выступающий от лица огромного медийного конгломерата, да ещё и с плохо скрываемой манией величия от своей игры в Бога.
Почему стоит смотреть?Фильм настолько не устарел, что в его честь назвали свою теорию два брата – психиатр и нейрофизиолог Джоэл Голд и Ян Голд. Человек, страдающий "бредом Шоу Трумана", уверен в том, что его жизнь, это реалити-шоу, а его родные, друзья и коллеги сплошь наёмные актёры. Ну а помимо этого в фильме можно увидеть портрет современного общества, где люди страдают от дефицита времени на свои личные интересы. Контроль, зарегулированность жизни – всё это наглухо перекрывает стремление к самореализации, которое у Трумана выражается в простом желании отправиться в путешествие.
Фильм о мире будущего, где люди могут останавливать процесс естественного старения своего тела. Но цена такой возможности очень высока – для этого они обмениваются временем, как деньгами. Проще говоря, жизнь в этом мире зависит от того, каким количеством свободного времени ты обладаешь, потому что это аналог экономического ресурса. И нехватка этого ресурса – прямой путь к физическому исчезновению.
Почему стоит смотреть?И снова фильм, заставляющий задуматься о ценности наличия свободного времени в современной экономике с её высокой загруженностью и интенсивной жизнью. Кроме того, можно увидеть аналогию между тем, как люди в фильме стремятся к накоплению временных запасов, и тем, как современное общество стремится к накоплению материального богатства или социального капитала. Все это отражает общий образ жизни, где стоимость времени и его использование становятся ключевыми социальными и экономическими аспектами.
Дальний родственник открывающего наш список "
Метрополиса"
Фрица Ланга. Только теперь уже не отдельно взятый город-государство поделён на бедную и богатую часть. Состоятельные слои населения построили и переселились на отдельную космическую станцию "Элизиум", где для них приготовлено всё самое лучшее. И в первую очередь – ультрасовременное медицинское обслуживание. То, чего так не хватает всем оставшимся на Земле. Медицинская помощь – то, что срочно нужно главному герою, Максу, получившему на рабочем месте смертельную дозу радиации. Понимая, что он уже не жилец, Макс решает любыми путями проникнуть на "Элизиум", а попутно, если получится, организовать восстание.
Почему стоит смотреть?Собственно говоря, уже написали почему – "
Элизиум: Рай не на Земле" развивает тему несправедливого в экономическом и социальном плане общественного устройства, давая более красочную, чем в "
Метрополисе", картину за счёт современных кинематографических технологий. А к антиутопии добавляется ещё и захватывающий боевик.
"Пикирование" (сериал "Чёрное зеркало", первый эпизод 3 сезона, 2016 год)
То, что это сериальный эпизод, дела не меняет – серия Nosedive ("Пикирование", "Стремительное падение") максимально динамично описывает вариант общества, в котором статус человека формируется за счёт так называемого "социального рейтинга". Главная героиня изо всех сил и всеми возможными способами пытается улучшить свой рейтинг, дабы поскорее купить жильё получше, и предстоящая свадьба её подруги должна ей в её достижении сильно помочь. Но, как часто это бывает, кое-что идёт не так…
Почему стоит смотреть?Потому что идея с рейтингом не такая уж и антиутопичная. Самый простой пример –
кредитный рейтинг человека, от которого зависит, даст ли ему банк деньги или же нет. А в Китае антиутопия и вовсе, можно сказать, реализована (правда, далеко не на всей территории страны). Там уже есть особая система оценки граждан и предприятий, составляемая на основе данных данных, полученных из сотен источников: от налоговой службы, банков, социальных учреждений, полиции, работодателей, интернет-сервисов и т. д. Условно говоря, записался к врачу, но не пришёл, так в следующий уже можешь не записаться онлайн, то есть, испортишь себе историю посещений. О том, насколько это хорошо или плохо, велись и ведутся споры по сей день. Как показывает кейс главной героини эпизода сериала – скорее, плохо. Обрушится всё может по чистой случайности и вернуть всё назад будет крайне сложно.
Человек по имени Горенг по доброй воле отправляется в экспериментальную тюрьму в виде огромной шахты, уходящей глубоко под землю. По центру шахты – пустота, по которой каждый день проходит платформа с едой. На каждом этаже еда останавливается ненадолго и есть надо только в момент остановки. Время от времени участники эксперимента усыпляются газом и перемещаются на разные этажи. Главное – не попасть совсем уж низко…
Почему стоит смотреть?И снова фильм, обнажающий социальное и экономическое неравенство. Те, кто сидит на верхних этажах, с самого начала получают больше еды, чем люди с нижних этажей. О тех, кто снизу, "верхние" заботится не хотят – счастливчиков с верхних этажей их судьба просто не волнует. При этом люди с верхних этажей словно специально поедают больше, стремясь наесться про запас, при этом абсолютно не думая о тех, кто находится снизу…
Молодая пара приезжает в офис продаж недвижимости с целью посмотреть свой будущий дом в новом, только что построенном посёлке, куда после консультации в офисе и отправляется на машине. А когда приезжает туда, то не может оттуда выбраться. В посёлке никого нет. Однако для них уже готов их новый дом, а после внезапно появляется…их ребёнок. Появляется ниоткуда. Теперь их задача воспитать его, после чего они, якобы, "могут быть свободны".
Почему стоит смотреть?Этот фильм многие называют "гимном движения чайлдфри". С созданием семьи и рождением детей (даже одного) мужчина и женщина моментально перестают принадлежать себе. Всё, что от них теперь требуется, это работать и воспитывать ребёнка. Все прежние увлечения и хобби уходят далеко на задний план – теперь их хобби, это работа. Мужчина, как основной добытчик и глава семьи, находит новую отдушину, с головой уйдя в работу. Женщина начинает жить интересами детей. Мрачно? Не без этого. Работа, работа…и всё-всё-всё, связанное с обеспечением жизни себе и детям. Кредиты, покупки… одним словом – новая жизнь!
В футуристическом мире будущего существует большая корпорация "Люмен". Дабы повысить эффективность трудовой деятельности работников в неё создали специальную процедуру – операцию на мозге, после которой сознание сотрудника как бы разделяется на «рабочую», корпоративную личность и на личность обычную, живущую вне работы. Однако несколько человек из отдела внезапно решают узнать, кто же они такие в реальной жизни, для чего намерены вернуть два своих сознания в единую оболочку. Пусть даже и на чуть-чуть.
Почему стоит смотреть?Рабочая рутина. Добровольное (хотя, это для кого как) превращение самого себя в биологического робота, живущего исключительно "интересами корпорации". Сериал "
Разделение" блестяще воссоздаёт страх несоблюдения баланса работы и личной жизни, присущий, пожалуй, каждому офисному работнику.
Бен Стиллер, прославившийся на комедийной ниве, в своём режиссёрском дебюте показал, пожалуй, идеальную антиутопию. "Уйти на пенсию" при такой работе нельзя. Вернее, можно, но тогда человек просто не поймёт, на что он потратил многие годы своей жизни. Нельзя и просто выйти из здания во время работы – за пределами здания тебя в это время существовать не должно. Сериал лучше один раз посмотреть, чем сто раз читать про него. Ну а оруэлловская утопия "1984" после просмотра покажется санаторием "с незначительными ограничениями".