Российский режиссер
Алексей Герман мл. дал пространное интервью американскому изданию Variety, в котором рассказал о своем новом фильме - военной драме "
Воздух", а также ответил на ряд провокационных вопросов, касающихся современных политических событий. Алексей Герман мл. также заявил о бессмысленности попыток отмены русской культуры на Западе и бесперспективности отказа от диалога. Фрагменты этого интервью приведены ниже.
Прежде чем мы углубимся в обсуждение фильма "Воздух", пожалуйста, объясните вашу позицию по поводу происходящего на Украине.
Моя позиция очень проста. В 2015 году у меня была премьера в Берлине фильма "Под электрическими облаками". Этот фильм начинался с диалога о глобализации и о том, что глобализация не спасет нас от большой войны. В то время многие задавались вопросом, что я имел в виду под этим. Я отвечал, что абсолютное непонимание с обеих сторон явилось результатом и причиной невозможности какого-либо диалога и компромисса. И это непременно привело бы к войне. Трагедия, которая сейчас происходит, является результатом отсутствия каких-либо попыток диалога между Западом и Россией в течение последних десяти лет. К сожалению, результат был совершенно предсказуемым.
Российские фильмы и режиссеры были отстранены от участия во многих кинофестивалях. Что вы чувствуете по этому поводу
Россиян также исключили из международного спорта. Музыканты также под запретом. И кинематографисты. Это абсолютная глупость, потому что культура должна поддерживать диалог. Некоторые события были действительно удивительными. Мой предыдущий фильм, который показывали в Каннах, был создан без государственной поддержки, а в финансировании участвовала французская MK2, но он не был допущен на последующие фестивали. Показы отменялись буквально в последнюю минуту. Мы им говорили: "Если вы не хотите смотреть этот фильм, это ваш выбор". Но русскую культуру отменить невозможно. Российское кино, русская литература и русская музыка существуют даже без нас и фестивалей.
Исторически сложилось так, что большое количество фильмов
Андрея Тарковского (знаменитого польского режиссера - примечание издания Variety) никогда не демонстрировались на международных фестивалях. И самые важные фильмы моего отца Алексея Германа, также не показывались на фестивалях. Это что-то говорит об их качестве? В любом случае, рано или поздно нам придется возобновить диалог. Культура - первый инструмент для этого.
Вы понимаете, что "Воздух" исключен из программ большинства зарубежных фестивалей из-за государственного финансирования?
Я начал снимать "Воздух" в 2018 году. Но, в любом случае, за 80 процентами кинофильмов в моей стране стоит государственная поддержка. Без нее практически невозможно снимать фильмы. Есть независимые проекты, но их очень мало. Мы относимся к отмене российских кинофильмов с иронией. Мы уверены, что это неправильно. Но именно Европа приняла такое решение.
Разве вы не присоединяетесь к российскому государству, продолжая производство фильма об Отечественной войне во время реального конфликта?
Тема моего фильма - огромная цена, заплаченная Советским Союзом за победу. Во-вторых, у меня есть обязательства перед привлеченными специалистами - актерами, съемочной группой, финансистами - завершить то, что я начал. Я благодарен всем этим людям за поддержку. Я не мог предать всех этих людей, остановиться и свалить все на изменившиеся обстоятельства. И наконец, во время всего этого процесса никто не заставлял меня что-либо менять в моем фильме. Никакой цензуры не было.
Вы когда-нибудь рассматривали возможность приостановки производства фильма?
Нет. Но определенно были моменты, когда мы не были абсолютно уверены, что сможем его закончить.
Вы говорили, и фильм рассказывает об огромных человеческих жертвах войны. Но он фокусируется только на потерях русских и очеловечивает только одного немецкого бойца. Почему?
Возможно, у нас другое мировоззрение, иная точка зрения, чем у европейцев. Во время Второй мировой войны, с 1941 по 1943 год, Россия вела борьбу за выживание. Жестокую борьбу. Только во время блокады Ленинграда был миллион умерших. Я снимал войну. Это о ненависти. Об убийстве других, чтобы выжить. Я не говорю, что это хорошо.
Как режиссеру мне нужно было оставаться в определенном в настроении, быть на поле боя со своими актерами, чтобы увидеть и заснять эту борьбу за выживание и то, как люди становятся убийцами. Если вы стремитесь к правдивому представлению, вы не можете просто переосмыслить и принять точку зрения другого. Я не думаю, что в тот момент мне нужно было излагать другие точки зрения. Настроение и так было мрачным. Это трагедия.
Пару раз в фильме звучит фраза о том, что важнее - государство или отдельный человек. Учитывая то, что вы только что сказали, не могли бы вы подробнее остановиться на этих мыслях?
Мое мнение таково, как я уже говорил в фильме, в России они имеют равный вес.
Пожалуйста, опишите технологии, использованный для создания фильма "Воздух", полного захватывающих воздушных сражений, показанных крупным планом и показавшихся чрезвычайно реалистичными.
С самого начала у нас были амбиции сделать что-то столь же впечатляющее, как "Дюнкерк", но в 12 раз дешевле. Возникли огромные технические трудности, потому что настоящих самолетов времен Второй мировой войны почти не осталось. Я не знаю, чтобы кто-нибудь в Европе или Азии использовал технологии, которые мы придумали. Мы использовали CGI, модели самолетов. И мы снимали в воздухе, используя небольшие спортивные самолеты для создания воздушных поединков, а затем редактировали отснятый материал, кадр за кадром.
Мы также спроектировали и построили специальный механизм, который поднимал актеров и их самолеты на 10 или 12 метров в специальном павильоне, а также снимали с использованием технологий виртуальной съемки на фоне светодиодных экранов. Это означает, что когда вы видите землю с воздуха, это вполне реально. И что когда самолеты сотрясались от взрывов, это была не компьютерная графика.