В уходящем 2023 году произошло немало драматических и вдохновляющих событий, и одним из последних стало существенное укрепление позиций российского кинематографа. Причем, произошло это не только в отечественном прокате, в этом уже нет ничего нового, но и в столь сложной среде, как телевизионные сериалы. Означает ли это, что наша киноиндустрия сделала правильные выводы и воспользовалась историческим шансом после ухода с рынка крупных иностранных киностудий, в первую очередь голливудских? Очень хочется на это надеяться.
Предвосхищая скептические комментарии в духе "все это из-за отсутствия нормальной конкуренции", советую обратиться к списку самых кассовых кинопроектов российского проката, первая десятка которого сформировалась еще до голливудского исхода. Лидером с 2019 года являлась российская комедия "
Холоп" с ее тремя миллиардами рублей. В списке прекрасно себя чувствовали "двухмиллиардники" "
Движение вверх", "
Т-34" и вся серия "
Последний богатырь", то есть, присутствовали фильмы самых разных жанров. Объяснить их успех недостатком конкуренции никак не получится, так как в это же время во всем мире доминировали экранизации комиксов Марвел, оставившие свой яркий след и в России.
Что же касается 2023 года, то в ТОП-10 фильмов российского проката ворвались сразу три дебютанта. Это были "
Вызов", первая в истории игровая кинолента, созданная в космосе, экранизация русской сказки "
По щучьему велению", ну, и конечно, буквально выпотрошивший карманы зрителей "
Чебурашка" с его чудовищными 6,7 миллиарда рублей. Лишь эта троица заработала для отечественной киноиндустрии больше 10 миллиардов рублей, подготовив хорошую почву для будущих блокбастеров и подтвердив колоссальный интерес к отечественной кинопродукции.
Все это позволяет ожидать в наступающем 2024 году новых впечатляющих достижений, тем более, что россиян ждут такие потенциальные отечественные хиты, как "
Холоп 2", "
Бременские музыканты", "
Воздух", "
Лед 3", "
Летучий корабль", "
Сто лет тому вперед" и многие другие. Не исключено, что грядущий год станет по-настоящему переломным для нашего кинопроката, и у нас произойдет то, что уже случилось на других крупных рынках, например, в Китае, где продукция собственного производства окончательно вытеснила голливудскую.
Что касается сериалов, то, несмотря на появление весьма крепких шоу, созданных российскими стриминговыми компаниями, конкуренция с иностранными многосерийными проектами все еще чрезвычайно сложна. Не только в силу несопоставимых бюджетов. не позволяющих снимать российские "
Дом дракона" и "
Одни из нас", но и отсутствия концепций, которые были бы настолько востребованными у российских зрителей. Недостаточно просто стряхивать пыль с хитов прошлых лет и выпускать "
Папины дочки. Новые" или реанимировать Катю Пушкареву, нужны серьезные инвестиции в новые идеи и сценарии.
А о том, что такой потенциал есть, наглядно свидетельствует феноменальный успех сериала "
Слово пацана. Кровь на асфальте", популярность которого шагнула далеко за пределы России, а в некоторых сопредельных странах и вовсе вызвала почти экзистенциальный культурный кризис.
Только нужно что-то срочно делать с актерской школой. Точнее с самыми юными и еще не слишком испорченными эстетикой социальных сетей и манерами "лидеров мнений" ее представителями. Возрождать понятия "сценическая речь", "пластика", "хореография" и прочие базовые навыки, чтобы наши актеры не говорили в костюмированных исторических фильмах и сериалах на современном суржике с интонациями из Тик-Тока и не двигались в кадре с грацией слона в посудной лавке. Это серьезно, дорого и начнет приносить плоды спустя годы, но это абсолютно необходимо, чтобы сделать этот последний шаг к победе.