"
Феррари" - одно из главных кинематографических событий уходящего 2023 года, один из лучших, даже лучший на сегодня фильм о гонщиках и индустрии гонок. Детище
Майкла Манна, вынашиваемое им официально на протяжении двух десятков лет, а неофициально со времени обучение в киношколе в Лондоне в 1960х, когда альтернативное изящество, эстетика и дикая грация Феррари сделали Манна поклонником автомобилей. Лента и страстное признание Манна в любви Феррари не только как Скудерии и ее "соучастникам", Энцо Феррари в первую очередь, не только как мощному до дикости гоночному болиду, но и как высокому произведению искусства.
Фильм такой же красивый, взрывной и стильный, как и объект "поклонения" режиссера.
Италия 1950х предстает мило старомодной в самом комплиментарном смысле слова. А по энергетике лента напоминает хорошо отлаженный механизм, где каждая крошечная деталь на своем месте, идеально подогнана к другим, механизм мощный настолько, что готов в любую минуту взорваться, если бы не твердая рука Майкла Манна.
Фильм обнимает всего несколько месяцев 1957 года, но в этом небольшом временном промежутке сгустилась масса личных и производственных коллизий в жизни Энцо. Компания Феррари, основанная им и супругой Лорой в 1947, на грани банкротства, но партнерство и финансовые вливания со стороны ограничат абсолютное единоначалие Энцо. Отношения между супругами напряжены до предела после смерти их сына от редкой болезни, Лора замыкается в траурном коконе и во всем винит мужа, их деловое взаимопонимание под угрозой. Как раз в это время Лора узнает о второй семье Энцо, где у него растет 10-летний сын Пьеро - единственный теперь прямой наследник семейной империи, но пока официально не узаконенный. Чтобы выйти из финансового тупика, Энцо со своей командой должен принять участие в знаменитой гонке на выживание Mille Miglia. Чтобы разрулить личный семейный конфликт, он должен проявить чудеса дипломатии и терпения. А участие в гонке тем временем оборачивается мрачной трагедией.
Драматическое напряжение перечисленных выше деталей передано постановщиком безупречно, скрытого и явного нерва в картине с избытком, и саспенс только нарастает к финалу. Те, кто смотрит картины Майкла Манна, хорошо знают, какими почти маниакальными мрачными страстями к делу своей жизни (року своей жизни!) бывают томимы его персонажи, выживающие наперекор судьбе, стихии и удаче, основательные мужчины, хозяева жизни, скрывающие свои сомнения и уязвимость живого человека под супергероической броней невозмутимости. В "
Феррари" много таких мрачных акцентов, но при этом при просмотре ленты душа не испытывает уныния, а поет и радуется — настолько мастерски и виртуозно собран фильм.
Всю сложную конструкцию ленты несет на своих плечах Адам Драйвер в роли протагониста.
Он божественно монументален и актерски мощен как нигде. Энцо Феррари был умным, креативным человеком, блестящим технарем, очень ироничным, забавным - все это щедро транслирует Драйвер, безоговорочный лидер и босс, почти Бог. С ним помимо прочего связано много забавных моментов, очень похожих на спонтанные решения и импровизации (удерживаюсь от спойлеров!). Устами Энцо-Адама транслируется много жизненных кредо гонщиков и гонок и заповедей Короля империи, ставшей национальным достоянием. Как говорит о своем персонаже Майкл Манн: его характер всегда был в режиме обороны, а разум придумывал очередные стратегии. Один из вечных неразрешимых вопросов, звучащих в ленте — почему гонщики, зная, что на трассе рядом с ними всегда присутствует смерть, тем не менее снова и снова садятся в болид? Это психология неуязвимости, вера в то, что с тобой ничего не случится? Или сознательное пренебрежение опасностью ради лидерства? Для гонок 1950х это было тем более актуально, что в то время 50 процентов гонщиков разбивались; потому что мощь, в частности, машин Феррари превышала физические возможности пилота и малейшая небрежность могла стать необратимой.
Пенелопа Крус в роли супруги Энцо - еще одна большая удача фильма.
Не очень люблю ее в других ролях, но здесь она средоточие спонтанности, взрывной энергии, сильнейшей харизмы, которую не может уничтожить тихая скорбь, положенная персонажу.
Шэйлин Вудли в роли Лины Ларди, матери Пьеро, на ее фоне выглядит тихим светлым ангелом, но это хорошо работает на историю, потому что именно Лина и Пьеро были долгое время единственным райским уголком для Энцо.
Не могу не упомянуть седовласого Патрика Демпси в роли тертого калача, основательного профессионала и чемпиона Таруффи и молодого бразилийца Габриела Леоне в роли испанского аристократа и плейбоя Альфонсо де Портаго, который еще только с нетерпением мчался к своему звездному часу. Роли небольшие, но крайне яркие и колоритные. А известное противостояние этих двух пилотов Феррари чем-то напоминает противостояние обстоятельного Ники Лауды и взрывного адреналинового Джеймса Ханта, которому посвящен фильм "Гонка". Имена всех участников истории и воплощающих их актеров удержать в голове не представляется возможным, но все лица врезаются в память. У Майкла Манна всегда много дивных крупных планов и его персонажей перепутать с кем-то трудно.
Стоит, возможно, добавить, что Майкл Манн был соавтором сценария и продюсером ленты "Ford против Ferrari" 2019 (рейтинг 8,1 на IMDb), но ряд акцентов в нынешнем фильме режиссер сделал иными.
Смотрите отличное кино!