Захватывающий мир триллеров для тех, кто любит пощекотать себе нервы, окунуться в атмосферу тайн, неожиданных поворотов и напряженного ожидания. Кто любит вместе с героем разгадывать психологические загадки и спасаться от погони, или искать выход там, где его нет. Признаемся, в нашем Топ10 лучших фильмов в жанре триллера большая часть проектов родом из 90-х. Именно это десятилетие породило десятки ставших культовыми картин. В подборку мы включили триллеры "приземленные", без фантастики и супергероики. Их главные герои и героини - обычные люди, движимые местью или чувством справедливости, смертельным страхом или жаждой свободы. Их истории находят отклик в сердцах зрителей, их хочется анализировать и пересматривать. Делитесь своими любимыми триллерами и комментируйте те, что есть в подборке.
Начнем наш Топ10 лучших фильмов в жанре триллера с политического триллера
Роджера Дональдсона с молодым еще тогда
Кевином Костнером, в фильмографии которого будет еще немало первоклассных жанровых проектов. Трио в центре сюжета дополняют идеальный в роли злодеев
Джин Хэкмен и обворожительная
Шон Янг. Морской офицер Том Фарелл (
Кевин Костнер) знакомится на благотворительном мероприятии с красавицей Сьюзен (
Шон Янг), и между ними вспыхивает страстный роман. Неприятность заключается в том, что любовником молодой женщины является Министр обороны Дэвид Брайс (
Джин Хэкмен), новый начальник Фарелла.
Ситуация выходит из-под контроля, когда Брайс в порыве ярости случайно убивает Сьюзен и, пытаясь отвлечь от себя внимание, обвиняет в этом выдуманного "русского крота Юрия", найти которого поручает Фареллу. Итак, Фарелл вынужден заняться поисками самого себя, в процессе становясь главным подозреваемым. Справедливости ради отметим, что самая "жара" начинается со второй половины фильмы, но потерпеть стоит:
Костнер ищет выход, совершая почти все трюки самостоятельно;
Хэкмен лютует и строит козни; "статисты" идут в расход, и, что самое интересное, Юрий на самом деле существует, и вы до конца триллера не догадаетесь, кто он. Кстати, у
Костнера есть еще один потрясающий триллер с похожим любовным треугольником "
Месть", который снял
Тони Скотт в 1990 году.
Получившая благодаря "
Красотке" пожизненный пропуск в мир большого кино
Джулия Робертс поступила умно, сразу же дистанцировавшись от мелодрам и романтических комедий. Оказалось, что молодой актрисе по зубам "серьезные" жанры, такие как драма и триллер, что она и доказала, исполнив главную роль в триллере
Джозефа Рубина "
В постели с врагом", снявшего через пару лет еще одной крутой "детский" триллер "
Добрый сынок" с
Маколеем Калкиным и
Элайджей Вудом. Итак, прекрасная Лора живет в доме мечты на берегу океана с галантным и успешным Мартином (
Патрик Бергин), которого бы сейчас назвали абьюзером, а раньше величали деспотом-тираном.
Мартин контролирует каждый шаг Лоры, дает волю рукам и получает садистское удовольствие, глядя на панику жены во время морской прогулки в шторм, зная о ее боязни воды. И когда Лора, не умеющая плавать, падает за борт и растворяется в морской пучине, Мартин вне себя от горя - ведь он любил жену, пусть по-своему, но любил! Оплакивая пустой гроб и принимая соболезнования на поминках, безутешный муж неожиданно для себя узнает, что его жена ходила в бассейн и была отличной пловчихой. А тут еще не пойми как оказавшееся в унитазе обручальное кольцо Лоры, бывшее на ней в день гибели. Мартин принимается за расследование. Интригующий триллер под музыку
Джерри Голдсмита с первоклассными актерскими работами будет стоить вам немалых нервов.
Не зря существует неписанная законом этика между клиентом и тем, кто оказывает ему услугу - адвокатом, врачом, священником, в конце концов. Успешный психотерапевт Айзек Барр (
Ричард Гир) наблюдает сложную пациентку Дайану (
Ума Турман), страдающую от навязчивых детских воспоминаний. Чтобы понять причину обсессивно-компульсивного расстройства молодой женщины, ученый муж решает встретиться с ее старшей сестрой Хитер (
Ким Бэсинджер). И, встретившись, Айзек пропал - а кто бы не пропал, увидев эту нежную лань, страдающую от деспотизма мужа-гангстера (
Эрик Робертс)?
Потерявший голову врач пытается всеми правдами и неправдами освободить Хитер от мужа, но она и сама не промах - в состоянии аффекта убивает негодяя. На самом деле, это только начало истории, поскольку Айзек неожиданно понимает, что его "развели" и вот-вот подставят. Как он будет выбираться из ловушки, которую организовали сестры, смотрите, если не видели фильм, сами, и будьте внимательны - герои не раз поменяют свои маски.
На что может пойти пережившая самоубийство мужа и потерявшая из-за этого своего первенца женщина? На многое, например, устроиться няней в дом к той, которая обвинила ее супруга-врача в домогательствах. И Пэйтон Фландерс (
Ребекка Де Морнэй), этот белокурый ангел, поселяется у Клэр (
Аннабелла Шиорра) и Майкла Бартелов (
Мэтт МакКой) и становится второй мамой для их детей. Ее цель на текущий момент - скомпрометировать Клэр, выдавить ее из семьи и занять ее место. И она умело расставляет сети, в которые наивная и слегка флегматичная Клэр все время попадается.
Триллер о женской мести смотрится захватывающе еще и потому, что мотивы и поступки злодейки можно если не оправдать, то понять. А вот мать детей практически до развязки, когда уже действительно запахло жареным, чересчур пассивна и погружена в собственные переживания.
Неутомимый
Харрисон Форд скачет верхом в свои 80 в новой части "
Индиана Джонс и колесо судьбы", а уж о том, что он творил 30 лет назад, и говорить не стоит. В триллере
Эндрю Дэвиса, заработавшем восемь номинаций на премию "Оскар", Форд играет роль хирурга Ричарда Кимбла, обвиненного в убийстве жены, которого он не совершал. Доктора приговорили к смертной казни, и только благодаря провидению ему удается бежать. В погоню отправляется маршал Сэмюэл Джерард в исполнении
Томми Ли Джонса, получившего за роль второго плана "Оскар" и "Золотой глобус". Не веря в "официальное" правосудие, Кимбл намерен докопаться до правды - найти убийцу жены и понять его мотив. Но это не так-то просто - по его пятам следует неутомимый маршал.
Технически сложный, драматически эмоциональный триллер пропитан действием, саспенсом и движением вперед - к разгадке мотива. Уж тридцать лет минуло с момента его выхода, а он все такой же энергичный и остросюжетный. "
Беглец", кстати, основан на одноименном сериале, выходившем в течение четырех сезонов в 1960-х.
Архиепископ Рашмен был той еще тварью, и обвиняемого в его убийстве Аарона (
Эдвард Нортон) можно понять - парень-сирота подвергся унижению со стороны священнослужителя вместо того, чтобы обрести приют доме Божьем. Защищать Аарона берется блестящий адвокат Мартин Вейл (
Ричард Гир), уверенный в том, что присяжные станут на его сторону. Им будет достаточно посмотреть на забитого, поруганного Аарона, услышать от него "Но я не убивал", тем более, бедный парень, как выяснилось, страдает раздвоением личности. Противником Мартина выступает его бывшая любовница Джанет Венейбл (
Лора Линни), опытный и грамотный юрист, поэтому слушания будут жаркими.
О том, чем закончится эта история, нужно смотреть самим, ибо фильмы с такими шокирующими концовками редки и на вес золота. Отметим только, что главная звезда триллера - молодой еще
Эдвард Нортон, импровизации которого вошли в фильм, и который получил целый букет номинаций за роль, скажем так, "двуликого" Аарона/Роя.
"Игра" (1997)
Один из лучших триллеров в фильмографии
Дэвида Финчера, если не лучший, с
Майклом Дугласом в главной роли, которая слилась с ним как вторая кожа. Успешный банкир и сноб Николас Ван Ортен (
Майкл Дуглас) при внешнем благополучии глубоко несчастен - с женой развелся, с братом Конрадом (
Шон Пенн) почти не общается, ни друзей толком, ни хобби - так, поздние ужины в одиночестве у телевизора под финансовые сводки с Уолл-стрит. Подходит 48-й день рождения, и с ним кошмар детства - отец, летящий вниз головой с крыши их особняка на свое собственное 48-летие. Неожиданно Конрад дарит Николасу странный подарок - сертификат на участие в какой-то игре, которая, по его словам, изменит жизнь брата.
Николас настроен скептически, но регистрируется и проходит в офисе компании какие-то бесконечные тесты. Однако, к его возмущению, в игре ему отказывают без объяснения причин. Но что-то все-таки происходит: то официантка в дорогом ресторане обольет напитком, то кто-то вломится в дом, то брат в истерике что-то бормочет про то, "что его заставили" втянуть Николаса в аферу. В общем, жизнь банкира меняется с места в карьер, делает такие зигзаги и мертвые петли, что бегство от свирепых псов в начале игры - детский лепет по сравнению с тем, что ждет Николаса ближе к финалу. В год выхода фильм, как ни странно, был принят довольно прохладно, и кассовые сборы были весьма скромны. Просто триллер
Дэвида Финчера, как это иногда бывает с настоящими шедеврами, опередил свое время.
Детективный триллер "
Помни" - второй полнометражный фильм в карьере
Кристофера Нолана - прославил его, и с тех пор британский режиссер нет-нет да и покажет события в обратной хронологической последовательности в своем очередном фильме. Итак, бывший следователь страховой фирмы Леонард (
Гай Пирс) страдает редкой формой амнезии - помнит прошлое до начала болезни, а сейчас может удержать в голове события, произошедшие в течение десяти-пятнадцати минут. Он приноровился как-то обходиться: делает фотографии полароидом с комментариями на них, оставляет себе записки, а самое важное наносит на тело в виде татуировок. У Леонарда цель - найти убийцу жены, это последнее событие, которое он успел запомнить навсегда. В этом Леонарду помогают двое: приторный Тэдди (
Джо Пантольяно) и загадочная Натали (
Кэрри-Энн Мосс), однако, сам Леонард сомневается в искренности обоих.
Главная фишка фильма в том, что повествование идет "задом наперед", то есть, в начале фильма мы знаем, чем все закончится - эти сцены представлены в цвете. Другие сцены черно-белые и следуют в правильной хронологии. Есть еще флешбэки. В конечном итоге все сюжетные линии пересекаются, обретая цвет, и зрители сидят с отвисшей челюстью. Пытаться пересказать фильм и спеть ему дифирамбы, смысла нет - он уже 23 года из года в год попадает в Топ250 IMDb. И это тот редкий триллер, который можно пересматривать и неизменно пищать от восторга.
В фильмографии
Джоди Фостер немало напряженных триллеров, и один из них - "
Комната страха" Дэвида Финчера. Бывает, что звезды сходятся в правильном месте в нужный час, а бывает и наоборот. Если бы Мэг Олтман (
Джоди Фостер) с дочерью Сарой (
Кристен Стюарт) въехали в их новые крутые апартаменты на день позже, они бы даже не узнали, что из тайника бывшего хозяина квартиры исчезли облигации на 22 миллиона долларов, и жили бы себе долго и счастливо.
Но нет, новоселы заселились, осмотрелись, подивились на "паническую комнату" - своеобразный бункер для хозяев на случай ЧП - и улеглись спать. И в первую же ночь к ним вломились трое, и как раз за теми самыми облигациями. Беготня по многоуровневой квартире, взятие заложников, инсулиновый шок, членовредительство, взрывы, стрельба, труп - все это есть в триллере, сюжет которого пришел в голову сценаристу
Дэвиду Кеппу, когда тот прочел статью о "панических комнатах" и застрял в лифте.
Завершим Топ10 лучших фильмов в жанре триллера отечественной "Многоэтажкой"
Антона Маслова - психологическим триллером, поднимающим ряд остросоциальных проблем современного общества. 14-летняя Кира каждую субботу проводит у отца, МЧС-ника Антона (
Денис Никифоров). Забыв встретить дочь вечером после танцев, уставший Антон впускает позвонившую в домофон Киру в подъезд и, не дожидаясь ее, идет принять ванну, в которой засыпает. Придя в себя, Антон понимает, что Киры в квартире нет, и начинает поиски девочки в подъезде, из которого, судя по записи на камере, она не выходила. Он методично звонит в квартиры, и вот тут начинается правда жизни: соседи недовольны нарушением границ, которые посторонним лучше не пересекать - мало ли вскроются какие-то секреты не для чужих глаз.
Удачно подобраны типажи наших современников, живущих в типовых высотках среднестатистического российского города, которых талантливо сыграли
Татьяна Догилева,
Дмитрий Лысенков,
Николай Шрайбер,
Артур Ваха,
Андрей Шибаршин. Равнодушие к чужому горю, боязнь быть оговоренным, нежелание выходить из пресловутой зоны комфорта из-за незнакомых тебе людей - со стороны смотреть на это страшно, но это, к сожалению, не фантастика, а реалии современного общества.
Фильм снят динамично, интрига удерживается до самых титров, после которых в лучших традициях Марвел будет еще одна сцена. А у вас хорошие соседи? Знаете, как их зовут?