С начала времен в мире царила тьма - до тех пор, пока ее не прорезали лучи света: голубой и - сразу следом - оранжевый. И помчали рядом двумя светоциклами, не пересекаясь, потому что пересечься - значит проиграть. Прошли годы, мир изменился, но то главное в нем, что выражают гонки на светоциклах, осталось прежним. На экраны выходит долгожданное продолжение фильма-предтечи "Матрицы" и всех картин про виртуальные миры: "Трон: Наследие" - про то, что жизнь не ограничивается биологией, что она - вызов, прямая линия, цель.
"Трон: Наследие" ждали едва ли не больше, чем любой другой фильм в уходящем году. Этому способствовала и слава культового фильма 1982 года, открывшего компьютерную киноэпоху, и безупречно-стильный облик нового фильма, и его агрессивная рекламная компания.
Но дебютант в большом кино Джозеф Косински сделал не тот фильм, которого ждали все: "Трон: наследие" - нечто иное, непохожее и даже инородное для сегодняшней виртуальной фантастики.
Визуально фильм почти совершенство. Он пробивает брешь в центре визуального удовольствия в мозгу светоциклами и прочей техникой, сверкающими поверхностями, светящимися фетиш-костюмами и уникальными - от вычурных до стильно-агрессивных - шлемами каждого персонажа. А когда доходит до действа, начинается настоящая феерия - по экрану носятся диски, светоциклы и всякие летающие штуки, разнося игроков на кубики шелестящих пикселов.
"Трон: наследие" словно специально создан для IMAX-кинотеатров: первые же кадры - камера несется над мегаполисом - подхватывают тебя вместе с креслом и затягивают в экран. Дальше это чувство слегка ослабевает, но на смену приходит новое: ощущение настоящего чуда от игрового мира корпорации Encom.
Для фильма придумали множество различных примочек. Омолодили на 30 лет Джеффа Бриджеса, выпустив на экран актера в роли постаревшего Флинна и его молодого двойника из картины 28-летней давности в роли КЛУ - компьютерного слепка личности. Придумали потрясающую технику и хореографию для боев, воплотили на экране многомерный биоцифровой мир, манящий голубым и золотистым свечением.
Однако, несмотря на все это, новому "Трону" недостает драйва - виртуальные схватки сделаны на высшем уровне, но сняты без искры - красиво, но виртуально-холодно. Не пошла "Наследию" на пользу и некоторая беззубость, присущая всем творениям "Диснея", - фильму не помешало бы чуть больше жесткости и даже жестокости, потому что сопереживать виртуальным героям без этого довольно тяжело.
Увы, создатели промахнулись и с выбором актера на главную роль: молодого игрока Сэма Флинна, наследника цифровой империи Encom сыграл Гарретт Хедлунд (Патрокл в "Трое") – и сыграл отчаянно-невыразительно. Этот парень играет даже хуже, чем компьютерная модель Джеффа Бриджеса, исполнившая колоритного злодея КЛУ. А Хедлунд всякий раз в драматических сценах выглядит так, будто смотрит не на самых дорогих ему людей, а на сверкающие пиксели.
Выручают настоящие звезды на вторых ролях: Джефф Бриджес, Оливия Уайлд и немножко - Майкл Шин (появляющийся в одной сцене в роли здешней версии Меровингена из вселенной "Матрицы"). Бриджес - больше чем великий актер: это настоящий титан, от одного его взгляда в фильме начинают искры сыпаться. Отлично подыгрывает ему Оливия Уайлд - сексапильная звездочка сериала "Доктор Хаус" - которая здесь проявляет такую непосредственность и живость, что влюбляет в себя абсолютное большинство зрителей в зале.
Кроме деревянного парня в главной роли и некоторой стерильности, в "Троне: Наследии" прекрасно все: экшен, воплощенный на экране мир, динамичная электронная музыка (за ритм отвечает группа Daft Punk). Только смысл всего происходящего доходит не сразу - на последних кадрах.
Косински поставил очень амбициозную задачу - воскресить в новом мире прямую и немного наивную фантастику 1980-х. В ней правила игры были простыми и честными - какими они и предстают всегда, когда слетает всякая шелуха.
Модные сейчас восточные философии внушают нам ценность остановки, отрешения, при(с)мирения - на чем выстроены многие концепты в сегодняшней фантастике и что в "Троне: Наследии" выражает позиция старшего Флинна. Косински показывает, что все это не работает, что биение жизни - в светящихся желтым и синим светоциклах, догоняющих друг друга; что только вызов продвигает вперед, побуждает верить в себя и верить себе.
И то, что оставляет нам Трон в наследие, так же просто, как и все настоящее. Играй на своей стороне. Следуй своим собственным ценностям и целям. Выключай компьютер. В бой! Твой ход.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов