Любимый многими жанр "ужасов" обширен и имеет много поджанров, каждый из которых пугает своей собственной "бабайкой", будь то классический монстр, маньяк-убийца, вампир, потрошитель или, скажем, паранормальное явление - лишь бы у зрителя волосы встали дыбом. В нашей подборке лучших фильмов ужасов мы постарались уделить внимание каждому поджанру, выбрав в качестве примера достойного представителя. В каталоге статей "KinoNews" уже есть подборки фильмов про дьявола, зомби, монстров, оборотней, вампиров и маньяков, поэтому мы постараемся сосредоточиться на неохваченных направлениях. Будем рады услышать ваши варианты лучших фильмов ужасов в комментариях.
"Детские игры" (1988)
Существует масса известных слэшеров - "
Крик", "
Я знаю, что вы сделали прошлым летом", "
Техасская резня бензопилой", "
Хэллоуин", "
Пятница 13" - но остановимся на "
Детских играх" режиссера
Тома Холланда по оригинальному сценарию Дона Манчини по нескольким причинам.
Во-первых, кукла-убийца, орудующая ножом, это невероятно страшно, особенно в конце 80-х, когда зритель был еще не так пресыщен. По правде говоря, и сейчас Чаки выглядит опасным и зловещим. Во-вторых, у Чаки есть понятная мотивация - попавший в куклу с помощью заклинания вуду дух серийного убийцы Чарльза Ли Рэя (
Брэд Дуриф) хочет возродиться во плоти и устраняет свидетелей. В третьих, когда в ужастиках присутствуют маленькие дети, которым угрожает опасность, это значительно повышает градус напряжения. Ну и последний довод - Чаки до сих пор востребован: помимо шести сиквелов в 2021 году вышел сериал "
Чаки", а в 2019 году - полнометражный ремейк, хоть и не являющийся частью франшизы.
"Попробуйте дожить до рассвета" предлагает психологический триллер
Джеймса ДеМонако, действие которого разворачивается в США в недалеком будущем, когда раз в году все преступления в течение ночи (12-ти часов) становятся абсолютно легальными. В фокусе малобюджетного фильма ужасов в три миллиона долларов и заработавшего почти 90 находится благополучная семья Сэндинов, чей дом похож на бункер мудрого и основательного Наф-Нафа. Они планируют пережить Судную ночь уже в восьмой раз, но не судьба.
Фильм поднимает серьезные вопросы, касающиеся незащищенности малоимущих, расизма, милосердия, поддержки и доверия внутри семьи, самопожертвования. Соблазнительная идея в виде всего одной ночи в году в обмен на порядок и спокойствие в течение остальных дней и ночей многим показалась достойной размышления в этом психологическом фильме ужасов, давшем начало успешной франшизе.
В знаменитом мистико-психологическом фильме ужасов
Гора Вербински, ремейке японского одноименного хоррора, убийцей является видеокассета - всякий, кто ее посмотрит, получит телефонный звонок и умрет ровно через семь дней. Берущаяся за расследование этой чертовщины журналистка Рэйчел Келлер (
Наоми Уоттс), очень скоро понимает, что кассета и ее содержимое - не детские страшилки, а реальная угроза ей и ее близким.
Вода в кадре в виде бесконечного дождя, мрачной пропасти колодца, хмурого океана, разлитых на полу луж буквально заставляет чувствовать себя утопленником и пытаться вырваться на поверхность из этого липкого морока. Приглушенные звуки и какая-то линялая цветопередача угнетают морально, а главная злодейка, девочка Самара с длинными и тяжелыми мокрыми волосами, закрывающими лицо, будет еще долго стоять перед глазами. Стильно снятая, тревожная и лишенная хэппи-энда мистическая история - это то, чего так не хватает современным жанровым картинам.
Трясущаяся камера уже вызывает дискомфорт, поэтому фильмы ужасов, снятые в стиле псевдодокументального кино или мокьюментари, пользуются популярностью и имеют достойных представителей: "
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света", "
Искатели могил", "
Паранормальное явление", "
Монстро". Все эти картины представляют собой поджанр фильмов ужасов "найденная пленка", что намекают на то, что съемочная группа, увы, "расформирована".
В испанском хорроре режиссера Хайме Балагуэро оператор и журналистка делают репортаж о ночной смене пожарной команды Барселоны. Прибыв на вызов в жилой дом, пожарные, полиция, съемочная команда и сами жильцы неожиданно подвергаются нападению зараженных неизвестным вирусом, оказываются запертыми в зоне карантина, и для них начинается настоящая битва за выживание. Беготня по дому, лишенному электрического освещения, где единственными источниками света являются фонарь на камере, а ориентироваться можно только с помощью режима ночной съемки, явно не для слабонервных. Фильм собрал множество кинопремий и породил несколько сиквелов и американский ремейк "Карантин".
Удивительный для российского кинематографа фильм ужасов "
Прикосновение"
Альберта С. Мкртчяна по мнению его поклонников - "самый страшный фильм на свете". Следователь расследует самоубийство молодой женщины, задушившей перед смертью своего сына. Сестра покойной говорит, что на преступление ее толкнул их отец, умерший 12 лет назад и являющийся к ним в виде призрака. Следователь не поверил, а зря.
При скромном бюджете, при минимуме спецэффектов фильм покоряет поклонников жанра саспенсом, умело выстроенной атмосферой ужаса и безысходности. Именно саспенс, ожидание холодного прикосновения с того света - взглядом ли висящего на стене портрета умершего отца, одетыми ли во все белое дамами на кладбище, неожиданно хлопнувшей форточкой или тоскливым собачьим воем - холодит душу. Фильм буквально физически размывает грань между миром живых и миром мертвых, которые, согласно слогану картины, иногда возвращаются.
События в фильме ужасов
Гильермо Дель Торо "
Мутанты" имеют научно-фантастическую основу. Подобно хоррорам "
Особь" (1995), "
Муха" (1986), "
Химера" (2009), сюжет которых завязан на экспериментах, связанных с генетикой, в "Мутантах" ученые-энтомологи создали насекомое, которое должно положить конец эпидемии, вызванной тараканами, нежно окрестив его Иудой. Иуда действительно покончил с тараканами, но за три года сумел мимикрировать под человека. Теперь ученые должны исправить собственные ошибки ценой собственных же жизней и вступить в схватку с гигантским летающим полутараканом-получеловеком.
Мрачные и зловещие тоннели нью-йоркского метро, чьи-то черные глаза, наблюдающие за прохожими сквозь щели вентиляционной шахты, отвратительные слизкие личинки и пробирающие до костей звуки -
Гильермо Дель Торо оторвался на полную катушку и создал атмосферный и реалистичный "зоохоррор".
Такие известные картины как "
Ад каннибалов", "
Поворот не туда", "
Ганнибал", у "
Холмов есть глаза" уверенно занимают свою нишу в поджанре фильмов ужасов о каннибалах. Остановимся на последнем - классике жанра
Уэса Крэйвена. Даже в пустыне, через которую мчится трейлер среднестатистической американской семьи, можно ощутить себя загнанным в угол. На попавших в аварию незадачливых Картеров начинает охоту семья местных отшельников-людоедов с живописными именами Меркурий, Плутон и Марс под руководством отца Юпитера.
Опираясь на легенду о шотландском вожде-каннибале Соуни Бине и вдохновляясь "
Техасской резней бензопилой",
Уэс Крэйвен снял напряженный, богатый на фантазию хоррор, наполненный ощущением страшной тайны и мучительным предчувствием надвигающейся беды. Неспешное и интригующее начало, первая кровь, нарастающая динамика и резкий катарсис - фирменный стиль короля экранных ужасов, который он применял впоследствии во всех своих знаменитых жанровых картинах - "
Кошмар на улице Вязов", "
Люди под лестницей", фильмах серии "
Крик", "
Забери мою душу".
Умеют корейцы напугать - это факт. "
Вопль" южнокорейского режиссера На Хон Чжина представляет собой классический образец фолк-хоррора, в котором намешаны религиозные верования Кореи и Непала, буддизм, христианство, местные поверья и черная магия, избавиться от которой поможет только ритуал шамана, а не современная медицина. В деревне у черта на куличиках начинается какая-то ерунда - член семьи убивает всех родных, впадает в ступор, покрывается странным язвами и умирает. "Зараза" перебрасывается с дома на дом. Полиция в растерянности, деревенские в ужасе и готовы растерзать японца-отшельника. Главный герой - упитанный и полусонный полицейский Чонг-ху - резво просыпается только когда язвами покрывается его маленькая дочь. Превратившись в раненного зверя он намерен докопаться до сути и избавиться от колдовства.
"Вопль" - типичный южнокорейский фильм, где и комедия, и ужас, и триллер с драмой поочередно сменяют друг друга. Ужасами переполнена вторая часть этой продолжительной картины, где будет и лязг клыков, и хруст костей, и потоки крови, рвоты и гноя - все, как мы любим. Атмосфера вязкой дьявольщины талантливо накаляется при участии жертвенных животных, испускающих свое последнее блеяние, ритмично колотящего по своему барабану шамана, бесконечного дождя и грязи. Есть несколько твистов, над которыми по завершении фильма придется подумать. Рейтинг критиков у "Вопля" на Rotten Tomatoes - 99 процентов, а зрительский - 81.
Один из самых известных и любимых фанатами фильмов о сверхъестественном снят
Джеймсом Ваном. В основу картины легла реальная истории семьи Перрон, которые после переезда в купленный ими в 1971 году дом, подверглись воздействию потусторонних сил. Отчаявшаяся семья обратилась за помощью к исследователям паранормальных явлений - супругам Эду и Лоррейн Уорренам (
Патрик Уилсон и
Вера Фармига).
Участие реальных Лоррейн Уоррен и Андреа Перрон в качестве консультантов фильма заставляет относиться к происходящему на экране совсем не так, как при просмотре придуманных историй. Вану удается вызывать страх, казалось бы, из ничего, используя привычные клише - обнаружение заколоченного подвала, скрипы и шорохи, собака, не желающая почему-то заходить в дом, мертвые птицы на крыльце. Но именно умело переданное предчувствие беды, грамотно смонтированные кадры, и какие-то визуальные намеки, заставляющие работать фантазию и дорисовывать образы того, кто прячется за дверью или под кроватью девочек, срабатывают на все сто. Добавьте хороший сценарий, проработанных персонажей талантливо сыгранных актерами и "басистую" музыку
Джозефа Бишара - и перед вами практически идеальный фильм о паранормальном.
Австралийский сверхъестественный фильм ужасов братьев
Дэнни и
Майкла Филиппу наделал шороху в мире, удостоился восторженных отзывов самого
Питера Джексона и обзаведется сиквелом "Talk 2 Me". Что хорошо в этой истории об одержимости, об открытии прохода между нашим миром и миром злобных духов?
Во-первых, актерский состав - обычные в меру непривлекательные подростки без всякого гламура. Согласитесь, фильмы, в которых в компании молодежи нет пресловутой королевы школы и ее парня - капитана какой-то там команды - это уже прорыв. И все очень достойно и профессионально играют - боятся, потеют, ржут во весь голос, ненавидят родителей. Во-вторых - спецэффекты, включая пластический грим - демоны мерзкие, детально проработанные, очень натуральные. Сюжет - впускаешь в свое тело демона на полторы минуты - не главное, главное, как эти демоны потом искусно играют на твоих эмоциях, переживаниях, как давят на болевые точки, заставляют сходить с ума и подозревать всех и каждого. А может они с самого начала жили в тебе, а ты их просто не замечал?
Несмотря на то, что "
Два, три, демон, приди!" - классический фильм ужасов со своими классными "скримерами", он ненавязчиво намекает, что взаимное доверие, откровенные разговоры с близким людьми могут уберечь от желания уйти от проблем с помощью сомнительных развлечений.