Российские сериалы становятся все лучше и лучше - отечественные кинематографисты с удовольствием обращаются к телевизионному формату, а известные актеры активно снимаются и экспериментируют с жанрами. За последние несколько лет вышло немало качественных сериалов - некоторые рассчитаны на несколько сезонов, другие ограничиваются одним. В нашей статье мы подобрали и наделавшие шума проекты, и не столь громкие, но от этого не менее интересные. Среди лучших российских сериалов за 2020-2023 годы есть фэнтези и мелодрамы, социальные драмы и триллеры, детективы и мрачные комедии, фантастика и мистика, а в каких-то намешано столько поджанров, что и не разберешься сразу - плакать, смеяться или бояться. В подборке собраны сериалы ориентированные на разную возрастную аудиторию, а те российские сериалы, которые вы считаете лучшими за последние несколько лет, мы просим назвать в комментариях к статье.
Один из самых ярких телепроектов последних лет - мрачная комедия с элементами хоррора "
Вампиры средней полосы". В центре сюжета находится разношерстная семья вампиров, волею многолетних судеб обосновавшаяся в городе средней полосы России - Смоленске. Заправляет всем деда Слава, официально - Святослав Вернидубович Кривич в исполнении блистательного
Юрия Стоянова, под которого и писалась роль. Вампиров, по заключенному много лет назад договору, курируют Хранители, под руководством сдержанной и преданной своему делу Ирины Витальевны (
Татьяна Догилева). В двух вышедших на данный момент сезонах вампирам пришлось защищать не только свое честное имя, но и жизни, сплачиваться, предавать, идти на хитрости и поступаться принципами.
Закрученный сюжет, неизменный юмор, хорошая динамика, яркие актерские работы и классное музыкальное сопровождение, включая заглавную песню группы "Мумий Тролль" "Призраки завтра", заслужили хорошую критику и любовь фанатов. Настоящая находка в своем жанре, где вампиры предстают не гламурными и пресыщенными вечной жизнью, а вполне себе обычными "людьми" со своими проблемами, целями, желаниями и совестью. Сериал продлен на третий сезон.
Новый творческий проект
Федора Бондарчука и
Паулины Андреевой по понятной им обоим теме - кино-театр. Сериал хоть и называется "
Актрисы", актеры без внимания не останутся, так что история не совсем женская, хотя, в центре сюжета действительно находятся три героини - Полина, Алена и Оксана, роли которых сыграли
Светлана Ходченкова,
Елена Николаева и
Полина Пушкарук соответственно. Все они театральные актрисы, но мечтают сняться в кино или на ТВ, чтобы карьера, как говорится, пошла в гору. Удачной находкой стало поделить сериал на три условных акта - в трех временных периодах разворачивается повествование с 2014 по 2020 годы, и жизни и погоня девушек за славой переживают свои взлеты и падения.
Несмотря на заявленную драму, в сериале очень много юмора - и светлого, и мрачного, и житейского. Чего только стоит дежавю с ковидом - карантин, маски, перчатки, пцр-тесты, удаленка, поиски новых источников дохода, пребывание родни в замкнутом пространстве и прочие прелести такой недавней, но уже забытой пандемии. Помимо исполнителей ведущих ролей, включая
Сергея Гилева и
Анну Невскую, на втором плане великолепно выступили два дуэта -
Лолита Милявская и
Игорь Золотовицкий, и
Евгения Добровольская и
Андрей Федорцов. Кому-то может показаться, что повествование "скачет", но разве в жизни не так?
Михаил Штапич (
Иван Янковский) потерялся, его искали, но он нашелся сам, а потом отправился искать других, чтобы в конце концов найти самого себя - вот так все и сложно, и просто в новой драме Okko, основанной на одноименной книге
Артема Ляшенко. Роман, в свою очередь, вдохновлен реальным опытом написавшего сценарий к сериалу
Ляшенко, который несколько лет занимался волонтерской работой в поисковом отряде. Плейлист - это и музыка в ушах, и каждый новый день, непохожий на предыдущий, и очередной пропавший со своей уникальной историей. Волонтерами становятся по зову сердца или случайно, как Михаил, в котором внезапно обнаружился настоящий талант к этому делу.
Иван Янковский невероятно органичен в роли молодого и уже потерпевшего крушение сразу на нескольких фронтах человека - неприкаянный, без работы, семьи, с вредными привычками. Поскольку сериал создан профессиональным волонтером-поисковиком, наблюдать за этой кухней изнутри невероятно интересно. Открываются нюансы, основные принципы и протокол работы, вырисовывается образ среднестатистического волонтера, которому рано или поздно грозит выгорание в связи со спецификой деятельности. Несмотря на драматизм происходящего, в сериале есть немало забавных моментов, юмор - иногда пошлый, и, конечно, много музыки - современный русский пост-панк и дарк-поп.
"
Большая секунда" сценариста, режиссера и актера
Виктора Шамирова совместила в себе две параллельные истории, из которых одна больше драма, а другая - комедия. В первой истории два сценариста - начинающая Кира (
Ольга Мотина-Супонева) и маститый Костя (
Виктор Шамиров) - с непростыми отношениями в прошлом и такими же непростыми в настоящем работают над сценарием к сериалу, который идет через ругань, обоюдные претензии и придирки. Вторая история - это, собственно их сценарий, напоминающий собой небезызвестную новогоднюю комедию "Приходи на меня посмотреть". Ее герои - композитор Ростик (
Дмитрий Лысенков) и учительница музыки Арина (
Евгения Борзых) - изображают из себя пару влюбленных перед мамой Арины Анной Петровной (
Людмила Артемьева).
Если в предыдущем "
Плейлисте волонтера" была показана кухня "поисковиков", то в "
Большой секунде" непосвященных пускают в комнату сценаристов и показывают то, что в ней происходит - от определения ключевой аудитории, до того, сколько денег попросить на пилот. Что касается Ростика и Арины, то их афера "как дать спокойно умереть матери, успевшей увидеть дочь в невестах", похожа на ситком, снятый в одном помещении. Сериал увлекает, реплики персонажей, диалоги отточены филигранно, поднимаются важные вопросы, ответы на которые на самом деле найти несложно, нужно просто прислушаться к оппоненту, попасть в его тональность.
Драма, комедия и криминал в одном флаконе - именно эти жанры господствовали в лихие 90-е от Москвы до самых до окраин. Сериал о подростках, взрослевших в эти непростые для страны годы, по мнению большинства отечественных критиков, представляет интересный, честный и комплексный взгляд на ту эпоху, которую одни вспоминают с ностальгией, другие - с ужасом, а третьи не вспоминают, потому что их нет в живых. Но будет о грустном - сериал, центральным персонажем которого выступает подросток Санька Рябинин (
Егор Губарев), на самом деле, не чернуха, а увлекательный калейдоскоп персонажей, перипетий, в который они попадают и из которых выходят не всегда целыми и невредимыми, но неизменно обогатившимися новым опытом.
Сериал любим его поклонниками не только за главных героев - "братство крыши" - но и за персонажей второго плана - Алика "Афганца" (
Юрий Борисов), Максима Николаевича (
Виктор Сухоруков), Васю (
Евгений Ткачук) и многих других. На данный момент вышло три сезона, и пока неизвестно, будет ли четвертый.
Настоящий подарок для любителей трагикомедий и почитателей таланта
Евгения Цыганова. Пытающийся бросить пить бывший чемпион по мотогонкам на льду Иван Потапов решает работать "трезвым водителем". Иногда у него случаются хорошие дни, иногда - не очень, но всегда - интересные. Пассажиры, которых Иван доставляет в пункт назначения, как бы невзначай оказывают влияние на его жизнь. Все встречи - с инспектором ГИБДД Поламорчуком (
Максим Лагашкин), проституткой Светланой (
Светлана Ходченкова), раввином Арье (
Кирилл Кяро) - неслучайны, как будто кто-то подсовывает их бывшему спортсмену, словно дорожные знаки. Что характерно, знакомство с Иваном оборачивается для его пассажиров удачей, повезло, как говорится. Но и ему с ними везет, хоть с первого раза и не скажешь.
Сериал оригинальный, с неожиданным юмором, вселяющий надежду на лучшее завтра.
Цыганов, его украшение, в своей стихии - чуть отстраненный, меланхоличный, принимающий любой поворот дороги и судьбы как данность.
"Почка" (2021-2023)
И снова трагикомедия: трагедия - отказали обе почки, комедия - как ее (хотя бы одну) будут добывать. Добывать себе почку придется циничной, прожженной и сексуальной взяточнице Наталье Кустовой (
Любовь Аксенова), инспектору пожарной службы. Сериал о человеческой драме, об очень близкой смерти, которая буквально стоит за спиной, о втором шансе, об отношениях, предательстве, перерождении и прочих высоких и низких материях уникален тем, что заставляет смеяться там, где обычно смеяться стыдно. Из реального ужаса больниц и диализа, доноров органов и дисфункциональных семей создателям удалось состряпать увлекательную историю о спасении утопающих руками самих утопающих.
Аксенова неподражаема, и ей подпевают буквально все -
Николай Фоменко,
Дмитрий Лысенков,
Ирина Розанова,
Алексей Розин,
Янина Лакоба. Подпевают под классную музыкальную подборку отечественных хитов, своими выпуклыми образами заставляют задумываться о вечном, о том, готов ли ты отдать свою почку. Готов? Можно не торопиться отвечать, пока снимается третий сезон.
"Чики" (2020)
Д`Артаньянша и три мушкетерши - это четыре чики, подруги родом из южного захолустья, промышляют проституцией, ибо так как-то привычно, что ли. Одна, самая шебутная, Жанна (
Ирина Горбачева), вырвалась в Москву, видимо, обломалась и вернулась на крутой тачке обратно с сыном и с намерением начать собственный бизнес. Сомневающиеся подруги слегка посопротивлялись, кое-что продали, кое-где подзаняли и вложились в бизнес - фитнес-клуб. Почему "
Чики" - один из лучших отечественных сериалов последних лет? Потому что от него не оторваться, потому что актрисы не играют, а проживают своих героинь - слабых и сильных, ранимых и упертых, бесстрашных и безголовых, очень естественных, не пускающих пыль в глаза, матерящихся, мужественно встречающих удары как судьбы, так и реального кулака.
Эдуард Оганесян снял историю о стремлении гусеницы превратиться в бабочку и улететь из душного кокона в открытый космос. Получилась объемная колоритная сага о провинции и ее героинях, где абсурд, широта души, жестокость и принятие жизни такой, какая она есть в данный момент, является фактом и не нуждается в философских объяснениях или трактовке психолога. Несмотря на сложные и серьезные темы, сериал не вызывает депрессию благодаря иронии, легкому повествованию и обалденным диалогам.
Конец 1980-х, по стране бодро шагает Перестройка, время гласности, которая пока не добралась до Элисты Калмыцкой АССР - врач детской больницы Кирсан Аюшев (
Аскар Ильясов) озабочен анализами у ряда пациентов, подозревая ВИЧ, чему не верят его более опытные коллеги, а руководство больницы вообще угрожает уволить. Аюшев тайно отправляет анализы в Москву, где страшные опасения подтверждаются, после чего ему и приехавшему ему на помощь инфекционисту Дмитрию Гончарову (
Никита Ефремов) предстоит борьба с доживающим последние дни режимом и органами, которые его охраняют, с преступным равнодушием, несовершенством системы здравоохранения, дремучестью и злобой малообразованного населения. Экзотическая болезнь, хворь проституток, геев и наркоманов, которой в СССР не может быть, грозит перерасти в эпидемию, если упертые главные герои правдами и неправдами не отыщут так называемого "нулевого пациента".
Сериал поднимает проблему, которую в отечественном кино и на ТВ, как правило, обходят стороной. Проект, созданный по реальным событиям с художественными допущениями, хвалят за саспенс, великолепные актерские работы, атмосферу эпохи и, безусловно, за смелость.
Майор полиции Павел Фролов (
Евгений Миронов) понял, как дороги ему его жена и сын, только после автомобильной аварии. Но судьбе показалось этого мало - теперь каждый день Фролов просыпается в одной из двух реальностей. В одной выжил сын Кирилл, а в другой - жена Светлана. Фролову предстоит понять, что происходит, совместить две реальности и вычислить, кто за всем этим стоит. К своей роли следователя
Евгений Миронов подошел серьезно: занимался физподготовкой, а в качестве консультантов в фантастический триллер были приглашены криминалисты, психиатры, спасатели МЧС и прочие специалисты.
Сериал является ремейком одноименного американского шоу 2012 года, но наши доработали, изменили финал, сделали персонажей более объемными, и получился не просто нуарный детектив с элементами мистики, а проработанная человеческая драма, которую
Миронов первоклассно изобразил.