На пресс-конференции, приуроченной к выходу в мировой прокат триллера "Черный лебедь", режиссер картины Даррен Аронофски и исполнительница главной роли Натали Портман отвечали на вопросы журналистов. Выдержки беседы читайте ниже.
Даррен, расскажите о Вашей первой встрече с Натали 10 лет назад, во время которой Вы впервые обсуждали с ней этот фильм.
Даррен Аронофски: Я был поклонником Натали с тех пор, как увидел ее в "Леоне". Люк Бессон – один из моих любимых режиссеров. Оказалось, что менеджер Натали – мой старый приятель из колледжа, поэтому встречи с ней я добился по блату. В общем, мы встретились, выпили по чашке отвратительного кофе, и я поделился с Натали своими идеями, касающимися фильма. Она сказала тогда, что фильм целиком уже снят в моей голове, что было абсолютной ложью.
Натали Портман: Нет, не было: то, что он мне тогда описал, очень похоже на нашего "Черного лебедя".
Аронофски: Итак, мы немного поговорили, и я начал подготовительную работу. Оказалось, что это та еще задача, проникнуть в мир балета! Обычно, когда ты собираешься снимать кино и говоришь: "Эй, я хочу снять фильм о вашем мире", все двери открываются, и ты можешь делать все, что угодно. Балетный мир совсем не горел желанием впустить нас внутрь, и мне понадобилось много времени, чтобы добыть информацию по крупицам, а потом эти крупицы собрать воедино. Все эти годы Натали говорила: "Я старею, мне скоро уже будет поздно играть балерину. Поторопись!" А я ее успокаивал: "Натали, ты прекрасно выглядишь. Все будет в порядке". А потом, за год до начала съемок или чуть раньше я, наконец, закончил сценарий. Вот так все начиналось.
Натали, почему Вы так хотели получить эту ролу?
Портман: До 12-ти лет я занималась балетом и, как большинство девушек, идеализировала его и считала самым прекрасным видом искусства. Экспрессия без слов. Я всегда хотела сняться в фильме с подобной тематикой, и когда Даррен поделился со мной своей невероятной идеей, которая касалась не только мира балета, а предполагала еще и создание такого сложного и интересного образа – или двух образов – это был как раз тот редкий шанс, особенно с таким режиссером, как Даррен, ради которого я согласна на что угодно.
Даррен, возникли ли у Вас трудности в изложении этой истории с женской точки зрения, в противоположность "Рестлеру", который был абсолютно мужским?
Аронофски: Я не думаю, что есть большая разница. Я не делаю из этого серьезной проблемы. Люди – есть люди, если их чувства искренни, вы поймете их сущность. Не важно, будет ли это стареющий рестлер за пятьдесят на закате своей карьеры или амбициозная двадцати-с-чем-то-летняя балерина. Если они правдивы и показывают свое настоящее лицо, зрители воспримут и поверят им. Кинематограф всегда обещал это. Поэтому мы можем пойти на фильм о семилетней девочке из Ирана или о бессмертном супермене из Америки. До тех пор, пока герои не лгут, кто они – не важно.
Вы такой же манипулятор, как художественный руководитель балетной труппы Томас Лерой, которого сыграл Венсан Кассель?
Аронофски: Хотел бы я хоть немного походить на него! Я слишком прямолинейный и давно отпугнул от себя многих актеров класса "А". Натали Портман – первая из этого списка, с кем я работаю. Все остальные говорили мне: "Вы хотите, чтобы я делал что? И как долго? И за эти смешные деньги?" И они все уходили. Я потерял много звезд по ходу дела. Будь я мудрее, я бы говорил так: "Ой, ну что Вы, это не будет так трудно. Присоединяйтесь, и мы вместе повеселимся!" Вот так и начинаются войны. А потом они бы мне высказывали: "Ты же обещал суши каждый день на обед!" Да, я слишком прямолинеен…
Натали, как Вы готовились к роли?
Портман: Это было большое испытание, и, к счастью, мне оказывали потрясающую поддержку. Все учителя и тренеры, балетмейстеры и режиссер, прежде всего, помогли мне одолеть этот путь. Я приступила к занятиям за год до съемок, и мой преподаватель начал с самых основ. Первые полгода мы тренировались по два часа в день, таким образом, я стала крепче физически и увереннее в своих движениях. Следующие полгода мы занимались по пять часов в день. Параллельно мы добавили плавание, и я проплывала по миле в день. Еще через два месяца мы добавили хореографию, и время тренировок выросло до восьми часов. Физическая дисциплина очень помогала в формировании образа моей героини в эмоциональном плане, так как подобный монашеский образ жизни присущ танцовщикам. Ты не употребляешь спиртного, не отвисаешь с друзьями, фактически не ешь, и постоянно подвергаешь свое тело невероятной боли. Все это помогает постичь все те мучения, на которые обрекают себя балерины.
Что Вы съели прежде всего по окончании съемок?
Портман: Пасту. На завтрак, обед и ужин. Я ела все время.
Аронофски: Этот фильм было очень тяжело снимать. Денег не хватало, и мы приостанавливали съемки неоднократно. Я не очень переживал по этому поводу, так как это означало, что я получал дополнительные две-три недели на то, чтобы свести концы с концами. Только недавно я узнал, что Натали орала на своего менеджера из-за того, что ей пришлось жить на моркови и миндале лишние три недели. Она единственная страдала от постоянного недоедания.
Изучение философии в Гарварде помогло Вам понять Вашу героиню?
Портман: Возникла ситуация, когда что-то, что я изучала в колледже, претворилось в обычной жизни, а это большая редкость. Это был случай одержимого навязчивого поведения. Причинение себе намеренной боли (царапание), анорексия, булимия – это все формы ОНП. Балет действительно располагает к подобным действиям, ведь это настоящий ритуал – завязывать пуанты каждый день, готовить их к выступлениям. Это очень значимый процесс в жизни танцовщиков и в своей природе он имеет религиозную подоплеку. Опять же, художественный руководитель, этот Царь и Бог. Ритуальное поклонение ему со стороны танцовщиков можно сравнить с поклонением актеров режиссеру. Он – ваше все, и вы посвящаете себя служению ему, потому что хотите помочь в создании его видения произведения.
Натали, как Вы ищите правильный баланс между погружением в роль и выходом из нее?
Портман: Как только я заканчиваю сцену, я становлюсь собой. Я не та актриса, которой нравится оставаться в образе. Вживаться в роль и придерживаться образа во время съемок мне помогает дисциплина. Одной из причин, по которой мы с Дарреном так хорошо понимали друг драга во время работы, было то, что Даррен очень дисциплинированный, сосредоточенный и внимательный человек, и это мне очень помогало. Я не перфекционист, но я люблю дисциплину. Я думаю, очень важно быть требовательной к себе в работе и приветливой со всеми, кто находится вокруг. Каждый день.
Даррен, какой, на Ваш взгляд, будет реакция представителей этого вида искусства на Ваш фильм?
Аронофски: Я думаю, что многие танцовщики почувствовали большое облегчение при мысли о том, что, наконец, снят фильм, в котором балет показан, как серьезное искусство, а не как декорация к любовным интрижкам. Если попробовать посмотреть на такие известные балеты, как "Спящая красавица", "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", будет понятно, насколько это мрачные и готические произведения. Этот фильм мог называться "Лебединое озеро". Мы взяли за основу сказочный сюжет и балет и перенесли всех героев в наш фильм, действие которого происходит сегодня. Получилось, что мы просто переложили "Лебединое озеро" на современный лад. Из нашего фильма зритель получит полное представление о том, насколько трудна жизнь балерины, но, я думаю, мы так же покажем ему всю красоту и великолепие этого вида искусства. Конечно, найдутся люди, которым что-то не понравится в картине, однако, большинство танцовщиков, с которыми я встречался и обсуждал наш фильм, говорили: "Наконец у нас есть настоящий фильм о балете".