Знаете, я всегда стараюсь лояльно относиться к творческим экспериментам. Мы сейчас переживаем эпоху, когда искушённого пресытившегося зрителя очень тяжело чем-либо удивить. На этом фоне у кинематографистов начал набирать популярность тренд на скрещивание жанров. И недавний триумфатор "Оскара" "
Все везде и сразу" даже показал жизнеспособность такой схемы. Однако новый фильм студии "A24" "
Все страхи Бо", вышедший спустя всего три месяца после вручения почётных статуэток, пожалуй, стал олицетворением всех недостатков таких "жанровых коктейлей".
Ари Астер после выхода "Солнцестояния" с лёгкого пера западной прессы был причислен к числу перспективных новаторов режиссёрского цеха, хотя я до сих пор искренне не понимаю за какие заслуги, ибо "
Солнцестояние" даже по меркам ужасов получилось весьма средним фильмом, а всё "новаторство" Астера заключалось в элементарном отказе от дешёвых эффектов с затемнением экрана. Тем не менее, для своей новой ленты, поймавший кураж Астер, вывел ещё более чудаковатую формулу успеха, решив замесить жутко-бесформенный винегрет из семейной драмы, ужасов и даже не комедии, а какого-то абсолютно дикого грёзофарса, водрузить на вершину этого безумия безоговорочного мастера драматических партий уровня
Хоакина Феникса, развезти это вычурную мешанину на помпезные три часа и втюхать её кинокритикам, выдав за авторский взгляд. Ну чем не рабочая схема? И ведь, судя по оценкам фильму от западных критиков, у него этот финт ушами прокатил
Собственно, первая половина "Всех страхов Бо" создала впечатление, что Астер, словно загипнотизированный своим внезапным успехом, всё ещё продолжает снимать "Солнцестояние", с той лишь разницей, что антураж шведской глубинки сменился на улицы неблагоприятного района в одном из американских мегаполисов, а в остальном- всё тот же чересчур медлительный и даже близко не играющий на нервах триллер, который из кожи вон лезет, чтобы казаться чем-то более глубоким и претенциозным. Но, как только лента достигла своего экватора, у меня возникло ощущение, что дальше над ней работали сразу несколько не договорившихся между собой режиссёров, каждый из которых хотел снимать по-своему. К итак не особо захватывающему триллеру добавились потуги уйти не то в семейную драму, не то в историю маленького человека, пытающегося понять природу своих страхов и комплексов.
Олицетворением всего фильма стала сцена, снятая в театральных декорациях, которая хоть и здорово поставлена, но выглядит скорее как деталь паззла, которую пытаются впихнуть не на своё место. По сути, "Все страхи Бо"- это не цельное полотно, а всего лишь нарезка из разных жанров и режиссёрских стилей, напоминающая в полном сборе монстра Франкенштейна. По всей видимости, Астер настолько замахнулся, что хотел на языке кинокамеры исполнить произведение, подобное легендарной "Богемской рапсодии", но не смог угадать ни с сюжетом, ни с темпом повествования и в результате у него получилась какая-то корявая хаотичная какофония.
Единственная ставка Астера, оправдавшая себя- это выбор Хоакина Феникса на главную роль.
Феникс оказался главной причиной досмотреть фильм до конца, ибо порывы покинуть зал до финальных титров у меня, признаюсь, возникали. Кажется, что актёрский универсализм позволяет Хоакину гармонично влиться в любой треш, происходящий на экране. Ну а роли людей, преодолевающих психологические проблемы- это вообще его конёк. Напомню, что помимо Артура Флекка в "Джокере", в его послужном списке есть ещё очень колоритные образы ветераны войны, страдающего посттравматическим расстройством в картине
Пола-Томаса Андерсона "Мастер" и прикованного к инвалидному креслу алкоголика, пытающегося найти смысл жить дальше в лёгкой драмедии
Гаса Ван-Сента "
Не волнуйся, он далеко не уйдет".
Поскольку самому Астеру удивлять оказалось, мягко говоря, нечем, "Все страхи Бо" превратились в персональный бенефис Феникса, который очень детально создал на экране образ "человека в футляре". Бо- это нескладный неумелый недотёпа, который, дожив до седины в волосах, не научился самостоятельно принимать решения, боится всего вокруг и каждый выход за пределы квартиры, ставшей его крепостью, превращается для Бо, видящего в каждом встречном незнакомце убийцу или грабителя, в настоящий бег с препятствиями. Естественно, весь круг общения такого человека сводится лишь к двум людям- психотерапевту и маме. И вот отношения с последней показаны в фильме очень красочно.
Думаю, все любители советского кино без труда вспомнят героев прекрасного советского фильма "
Покровские ворота" Маргариту Павловну Хоботову и её бывшего супруга Льва Евгеньевич, и какие отношения между ними были. У Бо со своей родительницей примерно такая же связь. Это тот случай, когда строгая властная женщина, придерживающаяся принципа "есть моё мнение, и есть неправильное", рано потерявшая мужа и оттого направившая всю свою заботу и энергию в сыночка, который воспитываясь в условиях эдакой материнской любви с деспотичным оттенком, вырос абсолютно безвольным и бесхарактерным. Пожалуй, сюжетная ниша, раскрывающая отношения между матерью и сыном- это самая адекватная часть всей картины, прекрасно иллюстрирующая, как из-под крыла женщины с железной хваткой выходит вот такой зашуганный мамин седовласый мальчуган, у которого внутри вата вместо крепкого стержня.
Но, конечно же, одной лишь харизмы Феникса не хватило для того, чтобы вытащить это сюрреалистичное зрелище.
У меня после просмотра в голове вертится лишь один вопрос. Кем себя возомнил Ари Астер? Грандиозным творцом, проводящим эксперименты в поисках великой красоты? Может быть, с кинокритиками у него этот номер и прошёл, но я убеждён, что непредвзятый зритель более чувствителен к различного рода фальши. "Все страхи Бо"- это всего лишь натужная попытка продать безвкусицу, выдав её за высокое искусство. Если в следующем году эта лента попадёт в число соискателей "Оскара", то объективности американских киноакадемиков можно будет устроить торжественные похороны.