Киновселенная Marvel после ухода Таноса со сцены переживает не лучшие времена. Полнометражные фильмы получаются либо хорошими, либо проходными, либо просто плохими (как "
Тор 4: Любовь и Гром"), а ведь до "
Войны Бесконечности" даже проходными в этой линейке язык поворачивался назвать от силы картины четыре. По сериалам же все еще хуже - как начали за здравие с "
Вандой/Виженом", так до заданной планки ни разу не дотянулись. Сиквел "
Черной Пантеры" был если не последним, то хорошим шансом для Marvel Studios доказать, что они все еще впереди планеты всей. Им удалось, пусть и по самым грустным и неправильным причинам.
Прежде всего, стоит отметить, что фильм с максимальным уважением попрощался с Т`чаллой - как Королем Ваканды, так и безвременно ушедшим после борьбы с раком Чэдвиком Боузманом. На моей памяти это первый фильм в истории, который столько хронометража уделил именно уважительному прощанию с исполнителем старой роли. Но мы имеем открывающую сцену со смертью и похоронами Т`чаллы, мы имеем стилизованную под него заставку Marvel, мы имеем раскиданные по хронометражу флэшбеки из прошлых фильмов и не нарисованные слезы актеров. В общем, за это - почет, уважение и даже аплодисменты.
Смерть
Чэдвика Боузмана, естественно, не могла не поменять сценарий "Ваканды Навсегда", и вместо сиквела зрители увидели, во-первых, полноценную историю становления Шури как защитницы Ваканды, а, во-вторых - появление в КВМ своего Аквамена с Атлантидой, пардон, Нэмора с Талаканом. Впрочем, в комиксах Атлантида была и у DC, и у Марвел, и Талакан скорее всего появился только из-за авторских прав. Но это не точно.
И как сольник младшей сестры Т`чаллы, фильм получился отменным. Шури лично для меня помимо Питера Паркера единственный основной герой, за которым искренне интересно наблюдать и которому можно сопереживать. Ее поведение не отторгает ни в один из моментов, она, если угодно - идеальный симбиоз двух столпов, из которых и родилась киновсленная - Тони Старка и Стива Роджерса, забравшая от них самое лучшее (красавица, комсомолка, спортсменка, гений (скажите, что в великом и могучем нет феминитива к слову "гений"!)) и отбросившая все худшее (пристрастие к алкоголю, ослиное упрямство, запрет на ругательства). Понятно, что у
Летишии Райт никогда не будет харизмы
Роберта Дауни мл. и популярности
Криса Эванса, но как персонаж она просто грамотно прописанная девушка, оставляющая исключительно приятное впечатление. А вот вся ее вакандская лупоглазая поддержка, да простите мой расизм, как не вызывала эмоций в первой части, так не вызывает и в этой. К своему стыду, я все еще путаю
Люпиту Нионго и
Флоренс Касумбу, особенно когда режиссер берет крупным планом их лица.
Если же говорить о вводе подводной братии... хм, ну смотрите. То, что они начисто слизаны с "Аватара", все обсудили еще в трейлерах. В кино же это чувство лишь усиливается - ну настолько талаканцы похожи на На`Ви. Когда действо происходит в подводной стране, большую его часть зритель любуется на обычную пещеру. Минуты три нам дадут поглазеть и на столицу - и оно, особенно после масштабов Атлантиды в "
Аквамене", не впечатляет. Сам Нэмор невообразимо разный в диалогах и в бою - и там и там за актером приятно смотреть, пусть и каст его ну очень отличается от прототипа в комиксах.
Боевых столкновений между Вакандой и Талаканом - а других в фильме почти нет - преступно мало, и масштабом они не то чтобы берут. Хореография - да, отменная, грим тоже на уровне (хотя с человеком-губа-блюдце был явный перебор), но масштаба не ощущается от слова "совсем". Вроде дерутся два сверхразвитых государства, а выливается это в потасовку "50 на 50" при поддержке пары самолетов и кашалотов. Опять же, хорошо поставленную и интересную потасовку, но этого мало.
Еще из минусов можно отметить некую затянутость - два с половиной часа при явном провисании фильма до конца первого акта длиной в час - слишком много. Ну и мелких косяков из разряда "киногрехи" хватает - скажем, когда герои выходят из воды, у них всегда сухие волосы. И несмотря на все названные минусы, "Ваканда Навсегда" наряду с "Нет пути домой" - лучшее, что выходило по эгидой MS за последние три года.
При ее просмотре не умираешь от кринжа, слыша ахинею в стиле "я их мама" или "самое универсальное оружие на земле - девочки". В ней приятный протагонист, за которую есть желание болеть, которой сопереживаешь и на лице у которой куда больше эмоций, чем у того же Боузмана, светлая ему память. В ней интересное противостояние двух цивилизаций и отнюдь не дурацкий злодей, как в идущем в соседнем кинозале "Черном Адаме". Он сделан с любовью и уважением к наследию прошлой части, а не был снят по сценарию на коленке. Да, он отнюдь не идеальный и его есть за что поругать - но на фоне упавшего в среднем качества (а может, просто зритель зажрался?) кинопродукции Marvel Studios, сольник о принцессе Ваканды - это большой шаг вперед.
Когда-то
Кевин Файги начал свой путь к вершине с Тони Старка и Стива Роджерса, совсем не самых популярных персонажей комиксов Marvel. Во что это превратилось - мы с вами знаем. Сейчас, нежданно-негаданно, появилась Шури - симбиоз этих двух героев что по способностям, что по характеру. Станет ли это новым началом, с которого Marvel вернет зрителям привычную планку качества, или же закольцует ту самую историю, которая, как мы знаем, имеет свойство закольцовываться - покажут лишь грядущие фильмы линейки. И, видя глобальные перемены в WB в целом и в DC в частности, а также правильно осмыслив сцену после титров - хочется первого. Хочется видеть достойную гонку двух медиа-гигантов, выдающих прекрасный контент, а не то, как одна студия уже десять лет пинает труп другой, изредка беря технический перерыв.
А, ну и еще "
Черная Пантера 2: Ваканда навсегда" - отличный аперитив перед фильмом "
Аватар 2: Путь воды". Неужели мы дождемся и он не разочарует? Прекрасное далеко, не будь со мной жестоко…
Автор: Алиса Селезнева