"Пила" - одна из самых популярных хоррор-франшиз современности и уж точно самый кассовый по суммарным сборам всех частей. Поклонники детективных сюжетов смотрели эти фильмы ради неожиданных концовок под традиционную мелодию Чарли Клаузера, а любители мясца и расчлененки ради эффектных ловушек и последующих расправ с людьми, попавшими в эти самые ловушки. Но, как это часто бывает с хоррорами, их просто начинают штамповать, все дальше и дальше уходя от качества первых частей.
Сюжет седьмой части отсылает к истокам франшизы и возвращает на экран (правда, на второй план) одного из главных героев первой части - доктора Гордона, которому еще предстоит сыграть свою роль в многоэтапном плане ныне почившего Конструктора. Тем временем, детектив Марк Хоффман и по совместительству, наследник дела Конструктора, пытается скрыть оставшиеся доказательства своей злодейской деятельности, параллельно наказывая расистов, роковых красоток и нечестивых писателей. Игра начинается+
К сожалению, детективный аспект сюжета в этой части дал серьезный сбой и если раньше параллельно с мясорубкой абсолютно левых жертв, мы хотя бы могли наблюдать за тем, как же Хоффман увернется от правосудия и выйдет сухим из воды, то здесь основная сюжетная линия активно развивается только в начале и уже лишь в самом конце. Всю середину же, мы наблюдаем за проблемами мошенника, притворившегося жертвой Пилы и теперь расплачивающегося за это вдвойне. Все как раньше, и если вы смотрели хотя бы одну из предыдущих частей, то с самого начала поймете, чем все это закончится для него, и для его соучастников.
Одной из главных фишек франшизы были постоянные флэшбэки, открывающие все новые и новые подробности жизни Пилы, происходившие за кадром предыдущих частей и объединявшие все части головоломки в цельную картину. Сценаристы как могли, придумывали все новые и новые причины появления в кадре Тобина Белла (бессменный исполнитель роли Конструктора), но к финалу данной ленты создалось впечатление, что они уже и сами запутались в собственных сюжетных перипетиях. Откровенно спорные сюжетные повороты в финале вместо шокирующего эффекта оставляют ощущение скорее недоумения, нежели удивления. Парни уже просто не знают, что еще можно сказать в столь заезженном вдоль и поперек сюжете и потому внимательный зритель заметит уйму нестыковок и логических дыр в местной истории.
Но конечно, для тех, кто жаждет кровавых зрелищ и кому все эти детективные заморочки малоинтересны, скорее всего, останется от этой ленты в восторге. Новые ловушки товарища Хоффмана ничуть не менее кровавые, чем предыдущие, а некоторые (сцена наказания расистов) так и вовсе поражают оригинальностью и реализацией. Благодаря стереоскопическому эффекту, кишки теперь вываливаются на вас прямо из экрана, что дает действительно новые ощущения. Так что, ваш внутренний Джек-потрошитель будет доволен.
Однако, с технической точки зрения, в отличие от сюжетной, придраться не к чему. Нагнетаемый мощным саундтреком саспенс, в совокупности с бешеным монтажом и ярким видеорядом просто погружают зрителя в кресло от напряжения, а от некоторых моментов так и вовсе начинает мутить в желудке.
Другое дело, что смысла в этом нет абсолютно никакого, и если раньше все эта мясорубка провоцировалась ради выживания (хотя бы попытки) и перерождения героев, то теперь и сам зритель понимает что шансов у персонажей попросту нет. Вся эта пресловутая философия и мораль о перерождении стала не более чем причиной для очередной пачки выпотрошенных тел, а персонажи - просто расходный материал для потрошения. И пусть вас не удивляют автоматические пулеметы (это на зарплату полицейского) в кабинете Пилы и громоздкая, словно спроектированная в NASA, мегапечка в финале. Идеи закончились, сюжет заезжен, удивить нечем.
Вывод из всего вышесказанного можно сделать один: франшиза зашла в тупик, и по старой формуле ее оттуда уже не вытащишь. Конечно, преданные поклонники это будут отрицать и требовать продолжения банкета, но даже падающие кассовые сборы говорят о том, что отсутствие развития франчайза ведет только к его деградации. Пускай "Пилу 7" еще вполне себе можно смотреть и не без определенного удовольствия. Но того уровня, что был раньше, он вряд ли достигнет. И дальше, будет только хуже.
Автор: Дмитрий Дуб