KinoNews.ru
Перейти на полную версию
Новости
Премьеры
Трейлеры
Рецензии
Статьи
Фильмы
Сериалы

Рецензия к фильму "Ярослав. Тысячу лет назад". Дремучий гамбит

17.10.2010

Ростовский князь Ярослав, расширяя свои владения на восток, повелел основать крепость в "медвежьем углу" - на утесе на берегу реки, где раньше было святилище загадочного лесного племени Велеса. Решив обложить "медвежий народ" данью, князь на пути в их селение попал в засаду... Говорят, Сталин, посмотрев однажды фильм про революцию, снятый по госзаказу, покачал головой: "Не так все было, совсем не так". Прошли десятилетия, а у нас ничего не изменилось - и над фильмом, снятым по госзаказу ("при финансовой поддержке Министерства культуры"), так же хочется несогласно качать головой.

Не секрет, что "Ярослава" сняли к тысячелетию Ярославля. Только хотели сделать яркую и захватывающую кино-открытку - а получился очередной "позор русского народа" в кинематографе.

Справедливости ради: "Ярослав" не так ужасен, как его рекламный постер, и вовсе не так безнадежен, как его трейлер. Сценаристка Марина Кошкина придумала занятную историческую детективную интригу - почти "Турецкий гамбит", но с косматыми мужиками в дремучем лесу.

Достойным минимум однократного просмотра фильм делают восхитительные актерские работы. В основном блистают артисты второго плана: Виктор Вержбицкий (Святозар) и Валерий Золотухин (Чурила) задают тон и образец актерской игры. Очень хорош Алексей Кравченко в роли колоритного варяга Харольда (кстати, в ролике на официальном сайте "Ярослава" он забавно зазывает зрителей в кино).

Каскадер и мастер боев на мечах в реальной жизни Александр Ивашкевич в главной роли князя Ярослава выглядит очень органично. Однако ни он, ни варяг Харольд не проявили в фильме настоящей лидерской смекалки и воинского мастерства - сбруя механистичного сценария не позволила. Есть ощущение, что этим двоим просто не дали развернуться.

Антураж в "Ярославе" довольно качественный: оружие, доспехи и древнерусская хозяйственная утварь словно взяты с витрин исторического музея, города (кроме слабой компьютерной графики) показаны слишком крупным планом, чтобы ими впечатлиться, - но погружают в атмосферу деревянной Руси.

Настоящая проблема "Ярослава" - это оператор. Им является Дмитрий Коробкин, который одновременно и режиссер фильма (решил, вероятно, сэкономить). Такое совмещение ролей многое объясняет. Господин Коробкин, видно, попросту не успевал снять "яркие боевые, каскадерские и конно-трюковые сцены", которые сам ставил! Во всяком случае при просмотре возникает ощущение, что фильм снимался исключительно крупным планом - и в сценах боев в кадр всегда попадали только два с половиной человека.

Три слабенькие битвы в "Ярославе" целиком состоят из этих крупных планов. Чье-то туловище, взмахивающая мечом рука, падающее тело, ор. От этого все "сражения" производят впечатление бандитских потасовок. Редкие всадники в кольчугах и остроконечных шлемах порой даже воспринимаются как-то странно посреди волосатых людей в шкурах.

Финальная битва хочет быть похожей на удар роханской конницы по оркам под Хельмовой Падью из "Властелина колец: Две крепости". Русская дружина появляется из-за холма в лучах солнца так же неожиданно-долгожданно. Но когда, преследуя врагов, дружина заходит в лес, от нее почему-то остаются три паофсных всадника и пара пехотинцев. И снова - разборка вместо боя, махание клинками вместо поединков.

Сценарий в целом сильнее самого фильма, однако и в нем есть пара непростительных прорех. Главная из них: совершенно непонятными остались мотивы главного злодея. По фильму, даже если бы ему абсолютно все удалось, особых выгод это ему не принесло бы - только месть рассерженных киевских князей. В одной сцене антагонист бормочет, что он делает это ради любви, чтобы уехать с любимой женщиной - чем вызывает почти непреодолимое желание покинуть зал.

Кто останется, впрочем, услышат неплохую мораль фильма в финальной речи Ярослава и заключительную историческую сводку про годы и успехи его правления на Руси. Последняя - равно как и вступительная историческая подоплека - окажется увлекательнее, чем сам фильм.

Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов
Посмотрите наши материалы на тему "Новинки кино":


Новинки кино:

Джастин Бальдони припомнил Блейк Лайвли продвижение ее спиртного
В иске режиссера рассказывается о том, как актриса использовала их совместный фильм
Дом Бена Аффлека окружили военные
Возле нового жилища бывшего Бэтмена заметили военных на броневиках
Стивен Спилберг, Николас Кейдж почтили память Дэвида Линча
Голливудские кинематографисты отдали дань уважения Дэвиду Линчу
В игрушку вселяется зло в трейлере фильма "Обезьяна"
Представлен трейлер экранизации произведения Стивена Кинга "Обезьяна"
"Мадам Паутина" и "Летучий корабль" возглавили номинации "Ржавый бублик 2025"
Представлен список номинантов на главную независимую российскую антипремию "Ржавый бублик"
Самые ожидаемые и перспективные зарубежные сериалы 2025 года. Часть 2
"Чужой: Земля", "Декстер: Воскрешение" и другие сериалы второй половины 2025 года