Ростовский князь Ярослав, расширяя свои владения на восток, повелел основать крепость в "медвежьем углу" - на утесе на берегу реки, где раньше было святилище загадочного лесного племени Велеса. Решив обложить "медвежий народ" данью, князь на пути в их селение попал в засаду... Говорят, Сталин, посмотрев однажды фильм про революцию, снятый по госзаказу, покачал головой: "Не так все было, совсем не так". Прошли десятилетия, а у нас ничего не изменилось - и над фильмом, снятым по госзаказу ("при финансовой поддержке Министерства культуры"), так же хочется несогласно качать головой.
Не секрет, что "Ярослава" сняли к тысячелетию Ярославля. Только хотели сделать яркую и захватывающую кино-открытку - а получился очередной "позор русского народа" в кинематографе.
Справедливости ради: "Ярослав" не так ужасен, как его рекламный постер, и вовсе не так безнадежен, как его трейлер. Сценаристка Марина Кошкина придумала занятную историческую детективную интригу - почти "Турецкий гамбит", но с косматыми мужиками в дремучем лесу.
Достойным минимум однократного просмотра фильм делают восхитительные актерские работы. В основном блистают артисты второго плана: Виктор Вержбицкий (Святозар) и Валерий Золотухин (Чурила) задают тон и образец актерской игры. Очень хорош Алексей Кравченко в роли колоритного варяга Харольда (кстати, в ролике на официальном сайте "Ярослава" он забавно зазывает зрителей в кино).
Каскадер и мастер боев на мечах в реальной жизни Александр Ивашкевич в главной роли князя Ярослава выглядит очень органично. Однако ни он, ни варяг Харольд не проявили в фильме настоящей лидерской смекалки и воинского мастерства - сбруя механистичного сценария не позволила. Есть ощущение, что этим двоим просто не дали развернуться.
Антураж в "Ярославе" довольно качественный: оружие, доспехи и древнерусская хозяйственная утварь словно взяты с витрин исторического музея, города (кроме слабой компьютерной графики) показаны слишком крупным планом, чтобы ими впечатлиться, - но погружают в атмосферу деревянной Руси.
Настоящая проблема "Ярослава" - это оператор. Им является Дмитрий Коробкин, который одновременно и режиссер фильма (решил, вероятно, сэкономить). Такое совмещение ролей многое объясняет. Господин Коробкин, видно, попросту не успевал снять "яркие боевые, каскадерские и конно-трюковые сцены", которые сам ставил! Во всяком случае при просмотре возникает ощущение, что фильм снимался исключительно крупным планом - и в сценах боев в кадр всегда попадали только два с половиной человека.
Три слабенькие битвы в "Ярославе" целиком состоят из этих крупных планов. Чье-то туловище, взмахивающая мечом рука, падающее тело, ор. От этого все "сражения" производят впечатление бандитских потасовок. Редкие всадники в кольчугах и остроконечных шлемах порой даже воспринимаются как-то странно посреди волосатых людей в шкурах.
Финальная битва хочет быть похожей на удар роханской конницы по оркам под Хельмовой Падью из "Властелина колец: Две крепости". Русская дружина появляется из-за холма в лучах солнца так же неожиданно-долгожданно. Но когда, преследуя врагов, дружина заходит в лес, от нее почему-то остаются три паофсных всадника и пара пехотинцев. И снова - разборка вместо боя, махание клинками вместо поединков.
Сценарий в целом сильнее самого фильма, однако и в нем есть пара непростительных прорех. Главная из них: совершенно непонятными остались мотивы главного злодея. По фильму, даже если бы ему абсолютно все удалось, особых выгод это ему не принесло бы - только месть рассерженных киевских князей. В одной сцене антагонист бормочет, что он делает это ради любви, чтобы уехать с любимой женщиной - чем вызывает почти непреодолимое желание покинуть зал.
Кто останется, впрочем, услышат неплохую мораль фильма в финальной речи Ярослава и заключительную историческую сводку про годы и успехи его правления на Руси. Последняя - равно как и вступительная историческая подоплека - окажется увлекательнее, чем сам фильм.
Автор: Дмитрий `Римайер` Жигалов