Уверен, что многие киноманы, как и я, не раз сталкивались с проблемой, что список фильмов, которые нужно посмотреть постоянно пополняется, но времени, чтобы осилить всё категорически не хватает. Именно по этой причине я обращаюсь к китайскому кинематографу не так часто, как хотелось бы. Хотя у меня есть как минимум два фильма, снятых в Поднебесной, которые я без колебаний могу отнести к числу своих любимых. Первый- это роскошный боевик о запретной любви "
Дом летающих кинжалов"
Чжана Имоу, а второй- завораживающе красивая, почти сказочная притча о великих мастерах боевых искусств, в которой так же нашлось место запретной любви "
Крадущийся тигр, затаившийся дракон"
Энга Ли. В фильмографии Имоу, помимо "Дома летающих кинжалов", есть ещё один добротный фильм, который в своё время оставил у меня положительные впечатления - "
Цветы войны", в котором рассказывается основанная на реальных событиях история о том, как во время второй японо-китайской войны в оккупированном японцами Нанкине ученицам монастырской католической школы приходится делить своё убежище со жрицами любви, работавшими в самом известном борделе города.
О творчестве
Вонга Кар Вая, являющегося одним из самых влиятельных китайских режиссёров наряду с Чжаном Имоу и Энгом Ли, я слышал много лестных отзывов уже давно, но по вышеупомянутой причине, руки до него дошли только сейчас. Знакомство с Карваем я решил начать с ленты "
Любовное настроение", который позиционируется как мелодрама с элементами арт-хауса. В своё время лента получила признание публики в Каннах и даже рассматривалась как представитель Китая на Оскаре, но в итоге уступила место как раз картине "
Крадущийся тигр, затаившийся дракон".
Действие фильма разворачивается в Гонконге в начале шестидесятых годов прошлого века. Мистер Чоу и миссис Су снимают соседние комнаты в одной квартире. Они оба состоят в браке, но супруг миссис Су часто уезжает в командировки по работе и дома бывает редко, а супруга мистера Чоу работает в вечерние смены и он с ней тоже почти не видится. Между ними завязывается дружба и немного пообщавшись, Чоу и Су понимают, что его жена тайно встречается с её мужем. Раскрыв обман своих любимых людей, Чоу и Су идут на своеобразный эксперимент. Они решают порепетировать друг с другом, чтобы понять, как развивались отношения между их супругами, но предварительно дают обещания, что сами они не переступят запретную черту и не опустятся до измены своим избранникам. Однако, чем дольше длится их эксперимент, тем тоньше становится грань между невинной игрой и любовью.
Одной из особенностей фильма является то, что Карвай нарочито придерживается минимализма. Несмотря на то, что действие происходит в Гонконге, в этой ленте нет ни одного привычного глазу кадра с видом города, на улицах которого бурлит жизнь. В "Любовном настроении" вообще очень мало локаций, отчего создается эффект, будто главные герои настолько закопались в своих рутинных повседневных делах, что весь их мир состоит лишь из их маленьких комнат, рабочих мест и кафе, в которое они заходят поужинать. Небольшая массовка в виде соседей и коллег по работе присутствует, но это скорее для того, чтобы показать, насколько гнетущим может быть одиночество в толпе, когда любимого человека постоянно нет рядом, а вокруг лишь люди, с которыми можно разве что перекинуться парой дежурных вежливых фраз. Собственно, и музыкальное сопровождение состоит всего из нескольких композиций, звучащих раз за разом и усиливающих ощущение, что главные герои снова и снова проживают "день сурка".
Несмотря на обещающее обилие любовных сцен название, в "Любовном настроении" они практически отсутствуют. Это прежде всего тихая печальная история двух одиноких людей, которые осознают, что семейный очаг их больше не согревает, что их вторые половины живут своей отдельной жизнью и больше не являются опорой и стимулом спешить после работы домой. По большей части главных героев показывают погружёнными в повседневные дела, отвлекающие их от груза тяжёлых мыслей, которые всё равно накатывают по вечерам, когда они остаются наедине с собой в своих комнатах. Как и большинство людей, Чоу и Су стараются не подавать виду и держать эту боль в себе, лишь изредка давая ей проявится в едва уловимых гримасах неловкости, когда соседи или коллеги по работе задают им вопросы об их супругах. Поняв, что они оба одиноки и столкнулись с неверностью в браке, Чоу и Су сильно сблизились. Они словно увидели друг в друге спасательный круг, который вытянет их из томных однообразных будней. И, не взирая на робость и страх осуждения со стороны окружающих, каждый из них всё чаще начинает искать предлог для того, чтобы поговорить, или провести время вместе.
Тони Люн (совсем недавно исполнивший одну из главных ролей в "
Шан-Чи и Легенда Десяти Колец") и Мэгги Чун воплотили на экране не совсем типичную для жанра пару. Между Су и Чоу нет кипящего эмоциями вулкана, или шекспировских страстей. Их взаимное влечение вызвано не любовью, а тем, что они оба оказались в похожей ситуации и понимают каково это, быть обманутым любимым человеком. Но, если Чоу готов с головой нырнуть в этот омут, то Су, неуверенная в том, что сможет уйти от мужа даже узнав о его измене, старается на корню рубить все зачатки чувств, прорастающие в их душах, дабы не поддаться любовному настроению. Её терзают сомнения, и оттого за каждое прикосновение к Чоу она порицает себя, боясь, что они сами станут такими, как их супруги, ведя двойную жизнь, скрываясь и обманывая всех вокруг. А потому, на протяжении всей ленты Чоу и Су ведут себя очень сдержанно, не давая волю своим эмоциям. Чтобы лучше раскрыть их отношения, Карвай использовал очень необычный приём. Несколько сцен с участием Чоу и Су повторяются, будто они поговорили, а потом кто-то из них у себя в голове отмотал плёнку назад и представил, что могло произойти, если бы во время этого разговора он повёл себя по другому.
"
Любовное настроение"- самобытная мастерски снятая баллада об одиноких сердцах, скрывающих за ширмой благополучия душевную опустошённость и страстное желание быть нужным кому-то. Хоть в фильме и не звучат красноречивые любовные признания, но каждая его сцена несёт в себе посыл, озвученный одним очень мудрым волшебником- жалей тех людей, что живут без любви. Безусловно, это грустное кино, для просмотра которого нужно определённое состояние души, но среди однотипных клишированных мелодрам "Любовное настроение"- как свежий ветер, влетевший в душную комнату через отворённое окно.