Говорят, что история циклична. Что в ней все рано или поздно повторится сначала, и так будет продолжаться снова и снова. Не знаю, подойдет ли такое определение нашей жизни, но экранной истории Бэтмена оно соответствует почти идеально. Во второй части статьи я напомню те фильмы про супергероя DC, которые являются своего рода реинкарнацией тех кинопроектов, что были проанализированы в первой части. Все они оставили заметный след не только в своем жанре, но и в мировом кинематографе в целом, подарив миру и прекрасного Джокера ("
Бэтмен" и "
Темный рыцарь") и спорное, но занятное продолжение с невнятно раскрытым злодеем и Женщиной кошкой ("
Бэтмен возвращается" и "
Темный рыцарь 2: Возрождение легенды"). Еще более спорную попытку сделать персонажа "мейнстримнее", добавив слишком много всего из комиксов, в том числе и рыжего злодея-клоуна ("
Бэтмен навсегда" и "
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"), и окончательное скатывание персонажа в балаган с шутками столь странными, что они с годами превратились в мемы ("
Бэтмен и Робин" и "Лига Справедливости"). И, конечно, попытка переосмысления персонажа с более мрачными нотками, но с явной недоработкой лора и окружения ("
Бэтмен: начало" и "
Бэтмен"). Конечно, здесь тоже есть о чем поговорить, тем более новые фильмы о Бэтмене как по стилю, так и по общему качеству, вышли абсолютно разными.
Сиквел фильма "
Бэтмен: начало" вышел три года спустя и теперь на него была возложена еще более трудная миссия.
Кристофер Нолан, получив значительно больше творческой свободы, должен был представить не только достойное продолжение истории героя, но и раскрыть его противостояние с культовым Джокером, причем так, чтобы новая версия не упала в грязь лицом перед версией Джека Николсона. Сработало ли? Вопрос риторический, разумеется.
Наконец-то публика увидела интерпретацию Бэтмена в кино не только достойную картины 1989 года, но и даже превосходящую ее. Это был новый вид кинокомикса, который заставил всех поверить, что он является большим, чем просто разновидностью экшен-картин. Более того, "Темного рыцаря" не стыдно назвать подлинным произведением искусства, воздействующим напрямую на наше сознание. Изучающим темы современного терроризма, спорные, но вынужденные меры, на которые идет правительство, чтобы его побороть, воздействие на массы и, конечно, грехопадение лучших людей нашего мира. Все это сдобрено значительно улучшенной по сравнению с прошлым фильмом постановкой, "взрослой" актерской игрой (ну, кроме забавных кряхтений местного Бэтмена) и конечно, мощной моралью в конце. Перечислять все заслуги Хита Леджера, исполнившего роль Джокера, и не приходится. Для многих это уже давно один из лучших, если не лучший кинозлодей. Все эти плюсы вылились в оглушительный кассовый успех, признание даже среди тех критиков, которые терпеть не могли этот жанр и даже попадание в "Национальный реестр". Но главное, второе дыхание по-настоящему получил не только Бэтмен, но и сами кинокомиксы. Теперь фанатеть по ним было не просто не стыдно, но и даже почетно. Это был настоящий триумф.
После сразившего всех наповал "Темного рыцаря" и последующего хитового "Начало", давшего начало великому и ужасному мему "НОЛАНГЕНИЙ", ожидания от финала трилогии были просто астрономическими. Невзирая на смерть Хита Леджера, многие ждали чего-то грандиозного, масштабного, а главное, по-нолановски прорывного, как и его предыдущие фильмы. Что ж, по рекламной кампании действительно складывалось ощущение, что даже если фильм не превзойдет "Темного рыцаря", то по крайней мере встанет с ним в один ряд. По эпику и размаху и эпику так и вышло, чего не скажешь о сценарии.
Злодеем нового фильма стал Бэйн в исполнении прекрасного
Тома Харди. Выбор для антагониста далеко не дурной, особенно с учетом того, каким Бэйн серьезным оппонентом был в комиксах. Но Нолан явно не понимал, что с этим злодеем делать и поэтому он вышел каким-то... жалким, что ли. И проблема не только в Бэйне. Просело многое. Темп повествования, логика в поступках персонажей, ранее обаятельные герои
Гэри Олдмана,
Майкла Кейна и
Моргана Фримана теперь вызывают лишь скуку. Не пойми зачем нужная Женщина-Кошка в исполнении
Энн Хэтэуэй, которую Нолан, как и Бертон не смог толком понять. Ну и конечно смазанный третий акт, где сначала нас ожидал невнятный твист, а затем и невнятная открытая концовка. Фильм словно наступил на те же грабли, что когда-то "
Бэтмен возвращается". А именно, не смог достойно раскрыть имевшийся потенциал. Конечно, финал трилогии неплохой. Видны все деньги, потраченные на масштаб. Просто до столь высоко задранной "Темным рыцарем" планки подняться "Возрождению легенды" оказалось не по силам. В любом другом случае это был бы хороший, а главное, коммерчески успешный (сборы более миллиарда) фильм о Бэтмене, но в сравнении с прошлой частью он по-настоящему меркнет. С другой стороны, на фоне того, что ждало Бэтмена дальше, финал Нолановской трилогии действительно выглядит шедевром.
И хотя Нолан в тот момент с Бэтменом закончил как с этапом своей карьеры, студия Warner Bros. только начала эксплуатировать заново раскрывшийся кассовый потенциал. Теперь она замахнулась на нечто более масштабное - создание вокруг Бэтмена и других героев DC целой Киновселенной и попытку превзойти недавно выстрелившую за счет "Мстителей" Marvel. И хотя "Человек из стали" вышел спорным как с точки зрения критической оценки, так и в плане кассы, потенциал для успешной вселенной присутствовал. Один Бэтмен имел более богатый на персонажей лор, чем все Мстители вместе взятые. Еще больше эти шансы повысились, когда DC объявила, что сиквел "Человека из стали" будет не совсем сиквелом, а фильмом про битву величайших героев. И хотя кандидатура
Бена Аффлека на роль нового Бэтмена вызывала споры, да и
Генри Кавилл в роли Суупермена пришелся по душе далеко не всем, но это уже не важно. Два величайших героя столкнутся на большом экране – это звучало как сон наяву. Многие уже начали писать, что наконец-то кто-то сможет дойти и даже превзойти детище Кевина Файги. Битва Бэтмена и Супермена – как с таким материалом вообще можно упустить свой шанс? А оказывается, можно.
Конечно, "
Бэтмен против Супермена" вызвал шумиху, но не совсем такую (хотя нет, совсем не такую), на которую студия рассчитывала. Фильм разочаровал в коммерческом плане, не сумев обойти даже две предыдущие экранизации про Бэтмена, был разгромлен критиками, а зрители раскололись на два лагеря. Одни солидарны с критиками и считают, что фильм один из худших кинокомиксов, а другие, что это непонятый шедевр и вообще, величайшее, что происходило в жанре. Долгое время автор статьи был в первом лагере, однако с годами перестал презирать это кино, хотя шедевром оно в его глазах так и не стало, скорее неровным "кинцом" ниже среднего с невнятным повествованием. Ведь даже если исключить логические дыры, нелепого Лекса Лютора в исполнении Джесси Айзенберга, еще более смазанный, чем у "Возрождения легенды" третий акт, мы получаем кино, которое так и не определилось, чем оно должно быть.
Это фильм про Бэтмена? Может, про Супермена? Про их битву? Или это просто длинный пролог к будущей "Лиге Справедливости"? Или вообще то кино, которое использует именитых персонажей лишь в качестве инструмента, чтобы донести до зрителя мысли о современном обществе? Если "
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" пытался показать что-то одно из этого, то не получилось, ни одна тема не докручена, а если все разом, то вышла какая-то каша, приготовленная словно из абсолютно разных проектов. И неважно, вина ли это режиссера Зака Снайдера или самой студии, ограничившей творческую свободу, (автор склонен думать, что и то, и другое имело место быть), но фильм вышел максимально спорным, пусть и имеющим свои достоинства. Ожидаемого фанатами комиксов шедевра не случилось, хотя случилось нечто иное. Во-первых, появилась очень странная фан-база Зака Снайдера, а во-вторых, DC сделало резкий разворот своей стратегии в сторону Marvel и прямо на ходу поменяла курс развития всей вселенной. И если с "Отрядом самоубийц" пронесло, то дальше им это жестко аукнулось.
Для того, чтобы описать все, что произошло до выхода этого фильма в прокат, (да и после тоже), будет мало одной статьи. Потребуется целая книга, экранизация которой может оказаться интереснее, чем все случившееся в "Лиге справедливости", (причем, в обеих версиях вместе взятых). Если вкратце, то Зак Снайдер покинул проект в связи с семейными обстоятельствами, а постпродакшеном занялся Джосс Уидон, радикально переделав фильм. Очевидно, DC хотела больше по тону соответствовать Marvel и попытаться заработать на их лаврах. Но результат вышел ровно противоположным.
"Лига справедливости" вышла столь тотальным недоразумением, что просто поверить в ее существование трудно. Абсолютно разные стили, подходы к созданию фильмов и видение героев вылилось в столь гремучую смесь, которая разочаровала, кажется, всех.
Если "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" вышел просто спорным, то "Лига справедливости" оказалась столь тотальным недоразумением, что разозлила, кажется, всех, и фанатов Снайдера, и его хейтеров. Это был настоящий "Бэтмен и Робин" современности. Юмор соседствует с натужным пафосом, нелепые диалоги с ужасной цветокоррекцией. Про отдельные мемы, вроде "усов Супермена", Флэша на Чудо-женщине и про "БУЯЯ" Киборга и говорить не приходится. Бэтмена, конечно, здесь попытались сделать умнее, чем он был в прошлой части, но не вышло. Пытавшись сделать свою версию "Мстителей", студия сделала лишь свою версию "Защитников", только за сумму многократно большую. Результат - провал в прокате и полное непонимание того, как двигать эту субстанцию, именуемую киновселенной DC дальше. Разве что пытаться хоть как-то вернуть престиж оказавшимися более успешными сольными проектами.
P. S. Хотелось написать что-то про "Лигу Справедливости Зака Снайдера", но не получается. Трудно что-то особое сказать о проекте, являющимся лишь режиссерской версией прокатного фильма, абсолютно одинакового по структуре, пусть и существенно отличающейся по наполнению. Да и роль Бэтмена в этой версии еще менее значительная, чем в театральной версии.
Сначала Warner Brothers и DC хотели развить образ Бэтмена из киновселенной и даже отдать пост режиссера самому Бену Аффлеку, но после провала "Лиги Справедливости" студии не видели перспектив в его проекте, (хотя планы у него были не самые худшее). В итоге Бэтмена опять решили радикально переосмыслить, взяв на главную роль Роберта Паттинсона, а на пост режиссера Мэтта Ривза. Проект ожидался весьма амбициозный, а по блестящей промо-компании многие видели в новом "Бэтмене", неиронично получившего артикль "The" в английской версии, нового "Темного рыцаря", а в итоге вышел скорее "Бэтмен: Начало", и то с большим количеством оговорок.
Самое забавное тут то, что автор статей, начавший писать о Бэтмене в кино на волне популярности новой экранизации, так и не понял, как ему относиться к последнему фильму. С одной стороны, он снят качественно, актеры прекрасны и какая-то попытка проанализировать современные проблемы есть, но складывается такое впечатление, словно Мэтту Ривзу нечего предложить. Он обладает незаурядным умением, но ему словно... не хватает того креативного мышления, которое было у Бертона и Нолана. Будто единственная задача, которая стояла перед Ривзом, заключалась в переносе лучших комиксов про Бэтмена на большой экран с весьма спорной попыткой адаптировать их под современные реалии. Учитывая скомканную концовку, (пусть и не настолько, как в "Темном рыцаре 2: Возрождение легенды" или "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"), трудно сказать, есть ли шанс развития этой отдельной вселенной. Прецеденты, конечно, есть. Из Колина Фаррела вышел отличный Пингвин, и спин-офф про него хотелось бы увидеть. Пол Дано - не прорывной, но любопытный злодей. Зои Кравиц представила странный образ, но и у нее может быть будущее. Возможно, недавно анонсированный сиквел исправит ряд ошибок создателей, но пока перспективы тут весьма туманные.
Закончить анализ Бэтмена в кино хотелось бы на важном вопросе. Какое будущее ждет персонажа в кино? Если принять теории "зацикленности", то нас опять ждет культовое кино про Бэтмена, его менее успешное продолжение, еще одна попытка уйти в мейнстрим, последующая затем неудача, в результате которой Бэтмена опять перезапустят. Будет ли действительно так, или автор статьи просто себе что-то надумал, покажет время. Одно лишь ясно наверняка - кинокомиксы могут перестать быть популярны. Такие герои, как Чудо-женщина, Тор, Дэдпул и многие другие наверняка станут пережитками прошлого или станут частью ностальгии для старичков. Но Бэтмен… Бэтмен будет бессмертен и после выгорания жанра. Почему? Да потому что он был популярен и до его расцвета. Этот герой слишком монументален, чтобы навсегда исчезнуть с радаров кино, поэтому на больших экранах мы его встретим еще не раз. Не важно, будет ли экранизация плохой, или хорошей, она всегда будет горячо обсуждаться любыми киноманами.
Автор: ANAMAZINGMAN